Рынок контент-услуг. Интервью с директором по маркетингу компании «Мобитех» Родионом Павловичем Варениковым

Анализ рынка контент-услуг.

 

MAMI: Тенденции роста рынка контент-услуг?
Мобитех: Объем рынка растет. Конечно, не так, как несколько лет назад в размере 300-400% в год, но рост в 20% на следующий год ожидать вполне можно. Причем, ожидается рост рынка во всех сегментах, но внутри происходят изменения. Если раньше медиаконтент (логотипы и мелодии) занимал 70% в объеме продуктов, то сейчас эта цифра снижается до 50%, и тенденция обещает снижение в ближайшие годы до 30%.
 
 
MAMI: Как изменяется количество участников рынка?
Мобитех: Фаза зарождения рынка уже завершилась. Стадия роста рынка пока еще в силе. Поэтому увеличение игроков – вполне нормальная тенденция. Количество контент-провайдеров увеличивается, хотя, все больше за счет регионального уровня. На следующей стадии жизненного цикла можно ожидать поглощения крупными игроками более мелких. Одним из вариантов такого поглощения становится агрегаторство, т.е. схеме, когда оператор оставит несколько крупных контент-провайдеров, а остальные, дабы не потерять свой бизнес, будут работать через этих «оптовиков». Мы связываем большие надежды в развитии, в связи с этой тенденцией.
 
 
MAMI:Меняется ли подход к продвижению контент услуг?
Мобитех: Меняется, как по причине изменений рынка самих контент-услуг, а точнее его жизненного цикла, так и по причине изменений на рынке рекламных услуг. Потребитель становится более образованный, и угодить ему становится все сложнее. Стоимость рекламных услуг увеличивается, хотя контент-провайдеры остаются одним из самых активных рекламодателей. Приходится искать новые способы продвижения тех же услуг или искать новые услуги для продвижения. В связи с этим актуальным становится сотрудничество со СМИ и разработка сервисов под их потребности, под их целевую аудиторию. В этом случае, например, телеканал берет на себя основную часть расходов на продвижение.
 
MAMI: Какие сервисы могут быть интересны электронным СМИ?
Мобитех: Сервисы, основанные на интерактивности. Телевидение и радио становится поистине интерактивным. Это очередной шаг к созданию масс-медиа с учетом обратной связи, когда каждый может стать не только зрителем или слушателем события, но и соучастником происходящего, а также активно в нем участвовать. В первую очередь речь идет о голосованиях и чатах с использованием SMS и MMS- технологий, что мы с успехом применяем.
 
MAMI: Какой контент сейчас наиболее перспективен?
Мобитех: Довольно привлекателен сегмент Java-разработок, а именно создание мобильных игр для абонентов сотовой связи. Еще одним вариантом развития рынка видится создание универсальных сервисов, объединяющего несколько технологий: SMS, MMS, WAP, IVR. Примером может быть наш сервис ФлиртCity, который позволяет пользователям знакомиться, общаться меду собой, отсылать друг другу фото и видео, завести собственную фото-галерею и чат-комнату, причем в дальнейшем планируется еще большее развитие. Ну и конечно нельзя забывать о применении мобильных технологий в качестве канала продвижения
 
MAMI: Вы говорите о мобильных сервисах, как о маркетинговом инструменте?
Мобитех: Да. Об обращении к потребителю через мобильный телефон. Этот инструмент обладает избирательностью, точным расчетом эффективности, а главное новизной, что позволит расширить и без того огромные возможности воздействия на потребителя. Раньше и радио, и телевидение были в новинку, сейчас же это очень даже привычные для нас вещи. Так и мобильная связь уже не является диковинкой. Поэтому использование мобильных сервисов, так называемого мобильного маркетинга, является закономерным развитием технологий.
 
MAMI: Каким образом эти возможности могут быть применены компаниями, производящими товары и услуги?
Мобитех: Вариантов огромное количество и область применения возрастает с каждым днем. Мы это замечаем на собственном опыте. Например, создание брендированного контента, а именно разработка java-каталога, содержащего описание товаров и услуг, фотографии, цены, информацию о компании, ее местоположении, адреса и телефоны офисов продаж, выполненное в фирменном стиле. Таким образом, каталог будет всегда у покупателя под рукой, т.е. в телефоне. Также возможно создание мобильной Java-игры, сюжет которой связан с рекламируемым товаром. В игре может размещаться логотип компании.
                                                             
 
MAMI: Еще какие оригинальные сервисы можно использовать для продвижения?
Мобитех:  Это может быть SMS-викторина или лотерея. Задействовав упаковку товара, можно разместить информацию о конкурсе для потребителей. Если раньше это делалось при помощи почты, теперь покупатель может принять участие в игре мгновенно, из любого места.  
Еще одним способом использования мобильного маркетинга является Мобильный Sales-Promotion, т.е. стимулирование потребителей, совершить пробную или повторную покупку. Суть сводится к классическому стимулированию сбыта – чем больше покупатель приобрел товаров, тем больше у него возможностей получить дополнительное вознаграждение в виде товара из ассортимента компании или другого подарка. Мобильная акция предполагает возможность участия в розыгрыше призового фонда, отправив SMS-сообщение с кодом покупки (код размещается или на упаковке или на чеке).
                                                          
 
MAMI:Какую выгоду может получить компания, проводящая подобные акции?
Мобитех:  С одной стороны, это усиление коммуникационного воздействия за счет оригинального способа привлечения внимания, с другой стороны, это возможность получения дополнительного источника дохода. Отправляя SMS-сообщение, с лицевого счета потребителя снимается определенная сумма денежных средств. Это и является прибылью от проекта для его организатора мобильной акции, т.е. компания-заказчик получит % от стоимости каждого отправленного сообщения.
 
MAMI: Т.е. не выполняется не только коммуникативная функция, но и создание источника дохода?
Мобитех:  Вот именно. Но не стоит делать упор на выбивании денег из покупателей. Мобильный маркетинг решает еще много других задач. Возвращаясь к примеру с Мобильным Sales-Promotion. В настоящее время в условиях огромной конкуренции большое внимание уделяется программам лояльности, т.е. набору действий для привлечения и удержания клиента. Порой трудно получить информацию от покупателя и узнать: сколько он купил и как часто покупает, стоит ли его поощрять, кого поощрять и в каких объемах. Проведение акции мобильного Sales-Promotion позволит выявить наиболее активных покупателей, высчитать стоимость покупок и по праву наградить самых лояльных. А еще попутно привлечь общее внимание к акции и создать дополнительный информационный повод.
 
MAMI: Каковы тенденции в секторе мобильного маркетинга?
Мобитех:  Развитие в этом секторе наиболее существенно. Ожидается внедрение акций с применением мобильных купонов/дисконтов, когда не нужно тратить средства в бумажные носители, покупатель может получить купон на скидку, отправив SMS-сообщение. Также ожидается создание баз для SMS-рассылок, когда покупатель подписывается на новости о компании и получает их при помощи SMS-сообщений.