Смогут ли украинские соцсети конкурировать с Facebook

Ukrainians, Nimses, а теперь еще Woolik и Psyball. Удастся ли им потеснить Facebook и Instagram?
После блокировки российских ВКонтакте и Одноклассники в Украине, как грибы, появляются новые социальные сети. Но взлеты и падения пока происходят очень часто. 

Команда тернопольского проекта Ukrainians недавно объявила о его закрытии. Партнер - канадский акселератор StartupSoft - оказался недоволен темпами развития. В соцсети менее чем за три месяца зарегистрировалось около 400 000 пользователей, но, как рассказала mc.today основательница проекта Александра Струмчинская, ежедневно сервисом пользовались только 20 000.

Ukrainians и Nimses: посещаемость сайтов падает 

Данные SimilarWeb показывают, что пик посещаемости ресурса пришелся на июнь. За этот месяц было зарегистрировано 4,8 млн уникальных визитов. После чего трафик просел и по итогам августа снизился до 3,3 млн. 


 
То есть, несмотря на рост общего числа регистраций, активных пользователей соцсети становилось меньше.

С каждым месяцем падает посещаемость и у нашумевшей в начале лета соцсети Nimses. Согласно данным SimilarWeb, больше всего посещений было в июне - 5,9 млн. В июле - 1,8 млн, по итогам августа - 620 000. 


 
"Нас не интересует посещаемость сайта, тем более в СНГ. Он не несет функциональной нагрузки для пользователей, а является лишь лендингом для перехода в AppStore и Google Play Market", - объясняет CMO Nimses Андрей Сирченко. По его словам, проект переключается на глобальный рынок. Как недавно сообщалось, Nimses уже установили себе 4 млн пользователей в 70 странах.

Они не заканчиваются 

Новые соцсети продолжают появляться. Буквально на днях произошел запуск еще одного украинского проекта Woolik. Правда, его сайт сразу же начал испытывать технологические сложности. На страничке проекта в Faceook объяснили медленную работу серверов большим интересом к ресурсу со стороны как украинцев, так и иностранцев. "У нас регистрируются люди со всего мира - Украина, Польша, Россия, Беларусь, Израиль", - написал журналисту LIGA.net представитель проекта со странички Woolik в Facebook. По его словам, команда стартапа состоит из 11 человек, базируется преимущественно в Киеве. Основатели - граждане Украины, которые пока предпочитают оставаться непубличными. "Пример Ukrainians показал, что десятки интервью на телеканалах и радиостанциях необязательно приводят владельцев сети к успеху. Слава мимолетна", - пишет представитель Woolik.

В соцсети уже зарегистрировалось более 100 000, отмечает представитель Woolik. По его словам, из-за такого наплыва проекту уже пришлось переехать на серверы, которые "в 12 раз мощнее предыдущих, но спрос такой, что, скорее всего, придется в ближайшие пару дней опять переезжать". Объем инвестиций команда пока также не разглашает. Цели до конца года выглядят амбициозными: 2,5-3,5 млн пользователей. То есть в разы больше, чем за три месяца привлекла Ukrainians.

Что не имеет смысла?

Эксперты отзываются о новых украинских социальных проектах крайне скептично. "Главное условие существования соцсети - критическая масса пользователей. Для этого какая-то аудитория должна перестать пользоваться имеющейся соцсетью, чтобы перейти к новой. Я не вижу никакого стимула для этого", - говорит управляющий партнер PlusOne Максим Cаваневский. Причина тому - копирование уже существующего у других соцсетей функционала.

"Мы вынуждены признать, что Facebook, Instagram, VK и Одноклассники не оставляют на рынке ниши для еще одной социальной сети", - признала в своем последнем сообщении команда Ukrainians.

"Если кому-то удастся придумать что-то новое, why not? Правда, я пока не видел ничего интересного из того, что запускалось или запускается", - подчеркивает Саваневский. 

Woolik скепсисом не остановить. "Своим дизайном мы уже опередили время, YouТube обновился до похожего дизайна не до, а после нас", - пишет представитель проекта.

Как считает Максим Саваневский, больше шансов у проектов, которые не будут стараться подменить собой проект Цукерберга, а создадут социально полезные сервисы. "Человек просто раз в неделю/месяц будет заходить на такой сайт, чтобы решить имеющуюся проблему", - считает эксперт.

Что такое социальные сервисы?

Такие соцсервисы в Украине тоже начинают появляться. Например, на следующей неделе планирует заявить о себе стартап Psyball.com.

"Это нечто похожее на социальную сеть для занятий спортом и активного досуга. Psyball помогает подобрать команду или партнеров для спорта рядом, организовать людей и найти место для встречи", - рассказывает основатель проекта Сергей Якимчук. Он соглашается с тезисом, что замахиваться на нишу гигантов наподобие Facebook не стоит. "Делать то же самое, но "с перламутровыми кнопками", я смысла не вижу", - говорит стартапер.

Как рассказал Якимчук, его проект совмещает некоторые функции Facebook, Meetup, Google Maps, Booking.com. "И плюс к этому у нас есть уникальные ноу-хау из области big data. Мы умеем искать соответствие между желающими найти партнеров для спорта/тренера и организаторами встреч, которым недостает участников", - подчеркивает основатель.


 
Ядро команды - 4 человека, а в общей сложности к работе над проектом уже привлекалось по разным задачам около 15 человек. "Разработка распределена между Прагой, Мукачево и Киевом", - говорит Якимчук. За четыре года на проект уже потратили около $400 000. “Наша цель в Украине, чтобы при помощи Psyball организовывали свой активный досуг как минимум 2 млн людей", - делится планами стартапер.

Вместо резюме 

Пока украинские социальные команды и сервисы лишь собираются покорять рынок интернет-коммуникаций, глобальные соцсети быстро его завоевывают. Так, с момента блокировки в Украине российских соцсетей количество пользователей Facebook в нашей стране выросло с 6,5 до 8,9 млн, а Instagram - c 3,7 до 6,1 млн. Зарубежные гиганты, расширив аудиторию, заметно усилили свои позиции на украинском рекламном рынке. Места для локальных проектов стало еще меньше. 

По материалам ЛIГАБiзнесIнформ