Всемирный кризис лидерства продолжается, хотя решение очевидно – не обещать невыполнимого и вести за собой собственным примером

PR-агентство Pleon Talan, эксклюзивно представляющее в Украине международную коммуникационную сеть Ketchum, публикует результаты исследования Ketchum Leadership Communication Monitor за 2016 год.

Только треть опрошенных (31%) считает, что лидеры ведут коммуникацию на должном уровне, лишь 32% думают, что они эффективны, и всего 13% готовы подтвердить, что лидеры действительно берут на себя ответственность. При этом, по мнению 17%, вряд ли даже в следующем, 2017 году, лидеры изменятся к лучшему.
 
22 сентября 2016 года коммуникационная группа AGAMA провела бизнес-завтрак по теме «Лидерство в политике и бизнесе», сфокусировав внимание гостей на обзоре исследования и влиянии лидерства на бизнес-результаты.
 
Ирина Новикова, СЕО AGAMA communications: «Сейчас в рамках кризиса лидерства действительно особо остро ощущается кризис доверия.  И главным рецептом сейчас будет только соответствие действий обещаниям и ожиданиям, а также открытая коммуникация».
 
Андрей Гундер, президент Американской торговой палаты в Украине, отметил, что «Найважливіше у лідерстві – це усвідомлення цінностей, на яких побудована щоденна діяльність організації, довіра з боку громадськості та відвага у прийнятті рішень».
 
Евгений Проскуликов, cтратег PR&GR практик группы AGAMA (PLEON Talan, GROU): «Украинским организациям государственного и частного секторов стоит обратить особое внимание на устойчивый тренд, который исследование Ketchum фиксирует уже несколько лет подряд. Тип авторитарного лидера, своего рода «мачо», который точно знает, что делать, раздает задачи в командном стиле и с гордостью несет свой статус, уступает место лидеру без должности, который, несмотря на четкое видение, куда надо двигаться, выстраивает горизонтальные связи, открыт к общению и способен признать собственные ошибки. Очевидно, что этот тренд является ответом на вызовы современного мира – узкий горизонт планирования, сложная природа кризисов, которые требуют многосторонней экспертизы, высокая динамика непредсказуемых перемен и необходимость принимать быстрые решения без мучительных согласований по вертикали».
 
Лидерство прямо влияет на продажи
Низкая оценка лидеров со стороны потребителей имеет серьезные последствия для бизнеса:
65% опрошенных бойкотировали или купили меньше товаров компаний, которые продемонстрировали низкий уровень лидерства.
47% стали покупать или купили больше товаров компаний, которые продемонстрировали высокий уровень лидерства.
 
Влияние лидерства на бизнес-результаты в наибольшей степени испытывает индустрия
еды и напитков. Впрочем, это не только опасность, но и возможность. Чтобы закрепить за собой позицию лидера, необходимо, прежде всего, неуклонно выдерживать качество продуктов и услуг, быть сфокусированным на клиенте и вызывать доверие. Как ни странно, но уровень клиентского сервиса, инновационность и качество менеджмента оцениваются респондентами как менее значимые атрибуты лидера.
 
Хочешь быть лидером – чаще появляйся на публике
Исследование Ketchum отвечает на вопрос, какие каналы и инструменты коммуникации наиболее значимы для формирования репутации лидирующей компании среди потребителей? Самый эффективный инструмент – это личные выступления ключевого спикера компании (56%). Вопреки интуитивным представлениям, на втором месте идет регулярное информирование общественности через пресс-релизы (56%). Третья позиция – телевизионные выступления (53%). Относительно значимы собственный сайт (51%) и официальные отчеты компании (43%). Однако ТВ-реклама (25%) и тем более реклама в принтах (14%) имеют самый малый вес в деле закрепления за компанией репутации лидера.
 
Главный атрибут лидера – способность вести собственным примером
Что касается лидерства не компаний, а отдельных персоналий, то здесь топовую позицию уже три года подряд занимает такой атрибут как лидерство через пример. Для сравнения скажем, что в 2012 и 2013 гг. рейтинг возглавляла открытость к общению.
Показывать, как надо на собственном примере – 70%.
Быть открытым для коммуникации – 68%.
Признавать собственные ошибки – 66%.
Справляться с критическими ситуациями без истерик – 66%.
Не перекладывать на других принятие сложных решений – 65%.
 
Любопытно, как выглядит лидерство в гендерной перспективе. Хотя большинство (61%) считает, что через крым, рым и медные трубы надвигающихся кризисов нас смогут лучше провести лидеры-мужчины, а не женщины (39%), с точки зрения наиболее важных атрибутов лидера, слабый пол однозначно доминирует. Респонденты считают, что женщины лучше ведут за собой с помощью примера, более отрыты к общению и скорее признают свои ошибки. При этом, мужчины все же справляются с кризисами спокойнее и не склонны перекладывать на других бремя сложных решений.
 
Главная особенность лидерского стиля – говорить на доступном языке
Если сравнивать лидеров в политике и лидеров в бизнесе, то первые традиционно проигрывают вторым. Разрыв между позитивными оценками этих двух типов – 8% в пользу бизнеса. И если посмотреть на требования к стилю лидерства, то становится ясным, в чем причина.
 
Лидер говорит простым языком, а не заумью – 86%.
Лидер извиняется за ошибки, а не ищет крайнего – 82%.
Лидер знает, как оно на практике, а не только в теории – 78%.
Лидер принимает решения, советуясь с коллективом, а не единолично – 77%.
Лидер открыто высказывает свое мнение, не боясь выйти за рамки политкорректности – 66%.
Лидер говорит коротко и по сути, а не утопает в многословии – 66%.
Лидер, к которому вы обращаетесь на интеллектуальном уровне, а не на эмоциональном – 64%.
 
 
10 заповедей современного лидера
Самое важное для современного лидера – не обещать невыполнимого. Стейкхолдеры не любят популизма и приветствуют прозрачность, понятность и способность признавать собственные ошибки.
Пусть ваши слова совпадают с делами.
Не создавайте у людей сверхожиданий.
Слушайте других и учитесь смотреть на мир их глазами.
Демонстрируйте уровень прозрачности, который требуют ваши стейкхолдеры.
Имейте четкое видение, куда надо двигаться. При этом…
Признавайте свои ошибки – сейчас это признак силы, а не слабости.
Будьте готовы постоянно учиться, в том числе учиться у других.
Развивайте в подчиненных их лучшие качества.
Делегируйте лидерство другим членам команды.
Выступайте за гендерно диверсифицированное лидерство.