Открытое рекомендательное письмо МАМИ к игрокам рынка

МАМИ совместно с независимыми аудиторами выработало рекомендации относительно финансовых взаимоотношений рекламных агентств и заказчиков.

В последнее время члены МАМИ все чаще наблюдают ужесточение финансовых условий работы агентств маркетинговых сервисов. В течение последних месяцев к нам поступают массовые обращения агентств с просьбой инициировать публичное обсуждение проблемы, в том числе с клиентами.

Суть проблемы заключается в необходимости изменения формата финансовых взаимоотношений заказчиков и агентств, а именно:

Изменение сроков оплаты оказанных услуг. С началом кризиса стала актуальной такая финансовая категория, как постоплата. Под постоплатами понимается отсрочка платежа за оказанные услуги на 30-120 дней после подписания акта о выполненных работах. И если в начале кризиса это было единичными уступками со стороны агентств, входящих в положение клиента, то сегодня это становится обязательным требованием заказчика.

Задержка в подписании актов о выполненных работах. Подписание актов, как отсчетная точка в оплате, становится инструментом манипулирования. Задержка в оформлении документов на 2-3 недели является сегодня обычным делом. Участились случаи задержки в подписании актов на период до 3 месяцев. Кроме того, зачастую в рамках тендера заказчиком как условие подписания контракта определяется период подписания акта до 45 (!) дней.

Перекладывание обязательств в расчетах с третьими лицами на агентства. Задержка по оплате сегодня касается уже не только работ, выполненных в самом агентстве. Агентства выступают буфером между заказчиком, выступающим за 100% постоплату и производителями, требующими предоплату (до 70%) за производство товаров (POSM, стоики, промоформа, печатная продукция, сувенирная продукция, пр.). Такая однозначно «клиентская» категория, как закупка призового фонда, сегодня все чаще выполняется финансовыми силами агентства. То есть, с каждым проектом агентство вынуждено изымать из оборота сотни тысяч гривен на оплату призового фонда, который составляет до 80% всего бюджета промо-программ.
 
В результате нормой становятся искаженные финансовые взаиморасчеты, когда плата за рекламные услуги поступает в среднем через 5-6 месяцев (!) после начала предоставления услуг. При этом, агентства вынуждены кредитовать заказчика на всю сумму бюджета, который подчас исчисляется в миллионах гривен. В совокупности с налоговыми изменениями это создает непомерную финансовую нагрузку, которая ведет к нехватке оборотных средств, задержкам по оплате подрядчикам и персоналу, отсутствию любых возможностей инвестирования в развитие агентств и услуг/технологий. А если вспомнить, что сегодня банки не выделяют овердрафт и кредиты агентствам даже с идеальной кредитной историей, ситуация принимает угрожающие масштабы.

Стабильность рекламного бизнеса оказывается под угрозой. Ситуация на рынке такова, что нормальное желание заказчиков оптимизировать свои финансовые потоки сегодня перерастает в убийство индустрии, при этом клиенты даже не осознают это, ввиду того, что не представляют масштабы происходящего.

Проблема стала настолько острой по двум причинам:

• Разрозненность агентств, отказ многих от стратегического развития в пользу тактических целей в условиях кризиса,

• Отсутствие информирования заказчиков о последствиях изменений финансовых условий, невовлеченность заказчиков в обсуждение и решение проблем рынка маркетинговых сервисов

МАМИ как ассоциация, целью которой является развитие и регуляция рынка маркетинговых сервисов, провела ряд встреч и обратилась к независимым аудиторам, юристам и бухгалтерам с целью разработать рекомендации, которые позволят улучшить ситуацию на рынке и обезопасить обе стороны рекламного рынка – агентств и заказчиков. Комплексный расчет приемлемых условий работы воплотился в рекомендациях, соблюдение которых даст агентствам возможность минимизировать бизнес-риски, сохранить качество оказываемых услуг и продолжить свое развитие.

Рекомендуемые экспертами финансовые условия оказания рекламных услуг

1. Наличие предоплаты в размере 100% на сумму призового фонда.

2. Наличие предоплаты в размере 50% на продакшн-услуги.

3. Оплата по услугам агентства и прочим строкам бюджета, подразумевающих постоплату, в пределах 2-4 недель по окончании периода оказания услуг: в рамках одного месяца для длительных проектов, по окончании проекта для краткосрочных (длительностью не более 1,5 мес.).

4. Закрепление в договоре сроков принятия актов выполненных работ в пределах 10 рабочих дней. При этом, в случае отсутствия каких-либо замечаний со стороны заказчика в течение указанного срока, работы и акт должны считаться принятыми.

5. В случае задержки оплаты выставленных счетов рекомендуется начислять пеню за каждый просроченный день с целью компенсировать потери от заморозки оборотных средств либо кредитования. При определении суммы пени рекомендуется ориентироваться на процент, выставляемый финансово-кредитными учреждениями за аналогичные услуги (кредитование).

6. В случае если заказчик испытывает затруднения с оплатой услуг, стоит обратить его внимание на наличие множества финансово-кредитных учреждений, специализацией которых является кредитование.
   
Мы также призываем агентства начать диалог со своими клиентами и вместе обговорить сложившуюся ситуацию. Ознакомьте своих клиентов с приведенными рекомендациями. Объясните риски подобных схем в первую очередь для Ваших клиентов. Доносите, что суть работы агентств это менеджмент и творческие разработки, агентства не являются кредитными и финансовыми учреждениями, поэтому изъятие средств из основного бизнеса в пользу непрофильных услуг приводит к невозможности оказания качественных услуг и развития. Для Клиентов возврат к цивилизованному формату взаиморасчетов обеспечит работу со стабильными партнерами и качественное оказание рекламных услуг, ведущее к достижению целей Клиентов. Со своей стороны мы также активно будем вовлекать в дискуссию клиентскую сторону, ведь, в конце концов, от последствий сложившейся ситуации пострадают они. Исчерпание финансового запаса у агентств приведет к срывам сроков работ, некачественному их выполнению и, как следствие, снижению эффективности промо-кампаний и подрыву репутации заказчиков.      

Помните, что лишь в случае последовательного лоббирования корректных условий работы вы сможете обезопасить себя от финансовых рисков и обеспечить стабильное развитие своего бизнеса.

С уважением,
правление МАМИ