Публикуя в декабре 2008 итоги уходящего года и делая индустриальный прогноз на 2009 год, эксперты ВРК предупредили, что точность оценок развития ситуации на рынке в условиях большой неопределенности, вызванных понятными экономическими причинами, весьма невысока. Поэтому ВРК назвала свое декабрьское исследование - одним из вариантов развития событий на рекламном рынке 2009 года и пообещала откорректировать цифры (а точнее выдать просто новые данные) по итогам I квартала 2009 года.
Сказать, что ситуация с годовым объемом рынка полностью прояснилась в апреле 2009, конечно, трудно. Поэтому и сегодня, в середине апреля, мы можем повторить еще раз нашу декабрьскую фразу, что вполне возможно, что с появлением новых данных мы будем возвращаться к нашим оценкам и корректировать ожидаемые показатели рынка рекламно-маркетинговых коммуникаций 2009 года еще и еще раз.
Ну а пока развитие событий видится так:
|
Итоги 2008, |
Прогноз на 2009 год, |
% изменения к 2008, |
ТВ реклама, всего |
2 700 |
1 830 |
- 32% |
В том числе |
|||
Национальное ТВ |
2 550 |
1 785 |
-30% |
Региональное ТВ |
150 |
45 |
- 70% |
ТВ спонсорство* |
350 |
260 |
- 26% |
Реклама в прессе |
1 495 |
885 |
- 41% |
В том числе |
|||
Журналы |
1 035 |
600 |
- 42% |
Газеты |
460 |
285 |
- 38% |
Немакетная |
557 |
359 |
- 36% |
В том числе |
|||
Вкладки, вклейки |
57 |
34 |
-40% |
"Заказные" материалы |
500 |
325 |
-35% |
Наружная реклама |
1 035 |
518 |
- 50% |
Транспортная реклама |
156 |
70 |
- 55% |
Внутренняя реклама |
135 |
68 |
- 50% |
Радио реклама |
160 |
100 |
- 37% |
Реклама в кинотеатрах |
45 |
23 |
- 50% |
Интернет |
100 |
100 |
0 % |
Всего МЕДИА реклама |
6 733 |
4213 |
-37.4% |
Объем BTL рынка, всего |
1 456 |
1 355 |
- 7% |
В том числе |
|||
Sales Promo |
424 |
382 |
- 10% |
Trade Promo |
460 |
575 |
+ 25% |
Событийный маркетинг |
295 |
177 |
- 40% |
POSM |
277 |
222 |
- 20% |
DM - рынок |
850 |
765 |
- 10% |
PR - рынок |
408 |
326 |
- 20% |
Другие маркетинговые |
1 400 |
420 |
- 70% |
Всего НЕ-МЕДИА реклама |
4 114 |
2 866 |
- 30% |
Агентсткие комиссии и |
600 |
390 |
- 35% |
ВСЕГО РЕКЛАМНО- |
11 447 |
7469 |
- 35% |
Таким образом, по оценке ВРК весь рекламно-коммуникационный рынок Украины в 2009 году потеряет в гривне около 35% (в долларах США - около 60%). При этом Медиа реклама пострадает чуть сильнее, чем немедийные коммуникации - минус 37% и минус 30% в гривне соответственно.
Напомним, что все оценки приводятся без учета налогов.
Исполнительная дирекция ВРК благодарит всех экспертов, принявших участие в опросе, и прежде всего отраслевые ассоциации: АНРУ, УАИПП, МАМИ, УАДМ, УАПР, а также компании AITI, AMM, BigBoard, Cortex, Doors Consulting, Medium TV, МЕТА, Новая коммерческая телегруппа, Відмінна реклама, Украина-Арт, Украинский Медиа Монитор, Укрнет и др.
*Итоговый объем ТВ-спонсорства в 2008 году по факту составил не 400 млн гривен, а 350 млн. Таким образом, эта графа в объемах рынка 2008 года и соответственно в прогнозе на 2009 год была откорректирована.
Максим Лазебник
исполнительный директор
Всеукраинской рекламной коалиции