Иван Голуб, креативный директор FCB Kyiv: "Взгляд на такие фестивали, как Ad Black Sea"

Какова роль таких фестивалей, как Ad Black Sea, в жизни и развитии молодых креативных украинских рекламистов? Что общего у креативного фестиваля и ООН? Татуировки как нечто объединяющее? Каждый представитель рекламной индустрии мечтает быть в числе тех, кто попал на мероприятие, о котором говорят и которое ждут. Чтобы вдохновиться, а потом вернуться в реалии нашей жизни, где можно огорченно сказать, что у нас такого не сделаешь.

Иван Голуб – креативный директор FCB Kyiv – в своем честном интервью рассказал не только о том, что интересного увидел в солнечной Грузии, но и кто такие креативщики и рекламисты в целом, чем они живут и о чем говорят, а также дал новое определение рекламе.

Хотите быть в тренде?
 
Что дают такие фестивали, как Ad Black Sea, тебе как креативному директору креативного агентства в Украине?
Я бы, с вашего позволения, немного перефразировал этот вопрос. Потому что сильно сомневаюсь, что кому-то интересно узнать детали моего трехдневного отдыха на берегу моря. Я бы, скорее, ответил на вопрос: что дают такие фестивали, как Ad Black Sea, молодым украинским рекламистам, к которым я и себя отношу?
На мой взгляд, наша профессия волей-неволей заставляет всех жить в очень ограниченном микроклимате. Мы – киевская рекламная тусовка – так или иначе, знаем друг друга, ходим в одни и те же места, читаем одни и те же новости. Что там с презентацией сенсационного онлайн-правительства у Fedoriv? А как там Сердюк в LA поживает? Сколько наград привезут Звуки Воды с очередного фестиваля? В Бурсе открывается новый бар, слышали? И т. д. Обсудили, сделали выводы – пошли дальше. Мы каждый год ждем Супербоул и «Каннские львы», где представителей Украины лишком мало. И сокрушаемся, что в нашей стране и с нашими клиентами ТАКОГО, увы, никогда не сделаешь. Вдохновляемся и снова утопаем в ежедневной рабочей рутине. Мечтаем о Red Dot и каннских статуэтках, но при этом стесняемся собственных работ, приобретая уверенность после локальных фестивалей.

Конечно, со мной могут не согласиться, посчитав мои рассуждения нерепрезентативными и надуманными. Все может быть, но, во всяком случае, именно такие настроения я наблюдаю вокруг последние несколько лет.
Так вот, все мы варимся в украинской рекламе, временами поглядываем на мировую ситуацию и начинаем думать, что уже знаем о рекламе все. Мы давно интегрировались в TikTok, переосмыслили, а после просто украли все мыслимые приемы Дэвида Рудника в дизайне, поработали или хотя бы попытались с Alyona Alyona, прокололи носы и понабивали татуировки у локальных мастеров. Мы – новые украинские рекламисты, нас уже ничем не удивишь.

Удивление – вот что дают такие фестивали, как Ad Black Sea, молодым украинским рекламистам. Несколько часов на самолете к грузинскому берегу Черного моря, и ты попадаешь в другой мир рекламной индустрии с другими агентствами, другими именами, другими инсайтами, блогерами и брендами. И в какой-то момент ты понимаешь, что единственное, что тебя объединяет со всеми этими людьми, это совсем не ваша сфера деятельности. Это, увы, только татуировки.
 
Как насчет лекционной программы? Какие лекции были самыми интересными?


Самой запоминающейся, на мой взгляд, была лекция Кентаро Кимуры (Kentaro Kimura, APAC Co-Chief Creative Officer, Hakuhodo) о креативной алхимии. Лекция о почти классических и всем знакомых креативных приемах звучит куда интереснее от человека, у которого за плечами больше сотни всевозможных рекламных наград. Всем советую, эта лекция есть в свободном доступе.
 
Какие темы были особенно популярны в кейсах этого года?

Поправьте меня, если скажу глупость, но, мне кажется, что с 2015 года фестивальная реклама, независимо от фестиваля, стала в большинстве своем затрагивать социальные темы. Бренды стали катализаторами темы креатива, а контекст – условием его инновационности, точности выбора инструмента и момента донесения сообщения. Поэтому на Ad Black Sea этого года можно было увидеть кейсы, затрагивающие проблемы, о которых мы можем прочитать в ежегодных отчетах ООН и Amnesty International. Вопрос же не в теме фестивальной работы, а в форме, контексте и идее, в конце концов.
 
Что для вас реклама: искусство или инструмент достижения целей?

Искусство достижения целей. Цель – это субъективный образ результата, к которому нужно стремиться, а достижение результата предполагает решение одной или нескольких задач. Креативность, в свою очередь, это умение нестандартно решать эти самые задачи.

Вопрос только в том, какой цели нужно достичь: если мы играем в простоту, то маркетинговой, но ведь никто не запрещает нам ставить более амбициозные цели, к примеру, перестроить систему ценностей, разрушить вековые стереотипы, изменить мир.
 
Какие планы, идеи, проекты захотелось воплотить после фестиваля?

Скажу честно, я очень скептически относился к поездке на Ad Black Sea, а вернулся неожиданно вдохновленным. Поэтому в ближайшее время мы с командой FCB Kyiv определимся с формированием наших амбициозных целей, а после примемся за решение задач, приближающих нас к их достижению. Иными словами, вам все да расскажи! Придет время, вы первыми