#КРІЗЬ_КОДИ_ЩАСТЯ: точка соприкосновения искусства, рекламы и урбанистики

Компания BigMedia (группа BigBoard Ukraine / JCDecaux) и фонд культурных инициатив IZOLYATSIA представили общественности новый художественный проект в публичном пространстве, который стал поводом для концептуальной дискуссии рекламистов, художников, урбанистов и представителей городской власти.

Site-specific инсталляция #КРІЗЬ_КОДИ_ЩАСТЯ, размещенная в Киеве на остановках общественного транспорта в феврале-марте 2019 - это объект современного искусства, вынесенный из художественной галереи в публичное пространство города. Такой формат художественного произведения стал уникальным в своем роде и привлек внимание общественности и профессиональных сообществ различных сфер, от художников и урбанистов до городских властей.

Для BigMedia этот проект стал логичным и последовательным продолжением инициативы, начатой ​​еще в июле 2017 и реализованной в формате «Платформы интегрированных решений» - живой дискуссионной площадки для операторов наружной рекламы, представителей городской администрации, клиентов и общественности; генератора идей и возможных решений, направленных на благоустройство города и создание разумного и комфортного пространства, наполненного качественным и полезным визуальным контентом. Ведь, наружная реклама является неотъемлемой частью современного города и ее разумное и ответственное использование действительно работает на пользу обществу.

Именно на дискуссионных сессиях Платформы была исследована проблематика и текущее положение дел в наружной рекламе, в частности, факторы, которые формируют ее имидж и, как следствие, отношение общества к ней. Сегодня и общественность, и профессиональное сообщество уже чрезвычайно чувствительны к качеству визуальных решений и содержанию рекламы, в обществе четко сформирован запрос на эстетику носителей информации, размещенных в публичном пространстве. И именно наружная реклама благодаря своей интегрированности в городской ландшафт и возможностям непосредственной коммуникации со зрителем, должна соответствовать этому запросу и способствовать культурному развитию.

Тогда родилась идея создать арт-проект на носителях наружной рекламы - появились «Точки дотику», реализованные также в сотрудничестве с фондом IZOLYATSIA и датскими художницами Софи Хессельхольдт и Вибеке Майлван в начале 2018 года. И вот сейчас, весной 2019, следующий шаг - художественная инсталляции # КРІЗЬ_КОДИ_ЩАСТЯ.

Осенью 2018 был объявлен конкурс для украинских художников на создание проекта на носителях наружной рекламы под названием [Здесь может быть ваша реклама?]. Идея конкурса заключалась в создании художественного проекта именно для публичного пространства, что существенно отличается от музейного или галерейного контекста.

Победителем конкурса по результатам народного голосования стал проект #КРІЗЬ_КОДИ_ЩАСТЯ одесского художника Максима Финогеева, который выполнил свои художественные произведения в технике украинского народного искусства вытынанки. Художник соединил традиции и современность - вырезанные узоры, которыми украинцы издавна украшали свое жилье и типичные фотографии из фотобанка, на которых изображены улыбающиеся, счастливые люди в разных ситуациях, актуальных для сегодняшнего дня. В свою очередь, перенос традиционной вытынанки, как художественного произведения, из частного или музейного в публичное пространство, в частности на уличные ситилайты и автобусные остановки, расширило понятие дома до масштабов целого города, как общего жизненного пространства всех горожан. И эта идея является одним из наиболее значимых, объединяющих и содержательных месседжей проекта.

Более того, проект #КРІЗЬ_КОДИ_ЩАСТЯ высветил и еще раз подчеркнул очевидную актуальность существующих вопросов, требующих обсуждения именно в профессиональной среде. Главные темы - как должен выглядеть город и где есть те точки соприкосновения для представителей различных сфер, которые тем или иным образом вовлечены в формирование образа публичного пространства города.

Именно поэтому, 5 марта, в креативном пространстве IZONE состоялась конференция на тему «Продуцирование визуальных кодов города», которая стала итогом проекта #КРІЗЬ_КОДИ_ЩАСТЯ. Концепция проекта и итоговая конференция предложили художникам рассмотреть средства наружной рекламы, как потенциальные медиа для художественного высказывания в публичном пространстве.

Конференция сложилась из нескольких тематических сессий (реклама, искусство, урбанистика), в ходе которых представители различных профессиональных сообществ открыто дискутировали и на самом деле искали точки соприкосновения и общие решения.

Очень интересной и перспективной стала сессия, посвященная диалогу представителей городской власти и урбанистов, в ходе которой участники дискуссии выясняли насколько городу интересно реализовывать социальные инициативы и как разумно вписывать рекламу в городской ландшафт еще при планировании. Рекламисты и художники общались о том, как на самом деле создавать хорошее визуальный контент, который будет украшать город и будет служить на пользу общества. Следовательно, точки соприкосновения есть, как и понимание и готовность к диалогу и постепенно, шаг за шагом мы движемся в верном направлении.

Елена Бесхлебна, директор компании BigMedia (BigBoard Ukraine / JCDecaux): «Проект #КРІЗЬ_КОДИ_ЩАСТЯ не был простым, однако делать что-то впервые всегда сложно и очень ответственно. Мы действительно впервые в Украине создали такой необычный арт-объект, уличную инсталляцию, которая привлекла внимание общественности, заинтересовала, и, возможно, поощрила узнать больше. Ведь искусство вообще, особенно современные концептуальные и инновационные проекты, раскрывают свою суть постепенно, заставляют задуматься и только постигнув всю глубину замысла, на самом деле вдохновляют и даже влюбляют в себя. И эти уникальные возможности социальной коммуникации создает именно сочетание искусства и возможностей внешней рекламы, когда художник непосредственно обращается к зрителям на улицах городов. Это интересно, это нужно обществу, и мы 100% -но будем продолжать развивать эту идею.»