Татьяна Попова по итогам командировки в Нью-Йорк: "Нет стран, где бы кризис не ощущался. Главное - не допустить в Украине аргентинского сценария"

Татьяна Попова, управляющий партнер рекламной группы МЕХ недавно вернулась с тренинга Havas Media в Нью-Йорке, где встречалась с иностранными коллегами по рекламному бизнесу. О проблемах на рекламных рынках США, Канады и Аргентины, а также об украинских реалиях Татьяна рассказала Sostav.ua.

- Татьяна, как повлиял кризис на рекламный рынок Северной Америки?
- Во время встречи мы еще раз убедились, что кризис коснулся всех стран. Не только Украина столкнулась с падением цен на рекламу. В США и в Канаде, к примеру, клиенты ставят задачи агентствам добиться 40%-ного снижения цен на все медиа, включая телевидение. Если у нас падение цен на 35% произошло за счет падения курса национальной валюты плюс еще кое-какие дополнительные скидки, то это означает для рынка возврат к уровню 2006 года. В Америке же такое падение означает возврат на 20 лет назад. Конечно, для них это очень тяжелая и очень сложная ситуация. А учитывая то, что 50% бюджета подписывалось еще 2 года назад, добиться такого снижения будет достаточно сложно и это значит, что на свободные бюджеты медиа должны будут давать скидки до 80%. Однако отрасль работает над этим, о чем свидетельствуют то, что новые сделки являются гораздо более дешевыми, чем заключенные ранее. Также в Нью-Йорке сейчас очень много свободных плоскостей наружной рекламы.

- Т.е. происходит то же, что и у нас?
- Да. У нас просто этих плоскостей больше. А снижение происходит везде и сейчас непонятно, когда оно закончится.

- Вы говорили, что общались с представителями многих стран. Неужели рекламный рынок везде падает?
- В принципе, да. Нет стран, где бы кризис не ощущался. По результатам января в разных странах падение sold-out телеканалов составило от 5% до 50%. А январь и так не самый насыщенный рекламой месяц. Но внимание сейчас хотелось бы акцентировать на двух странах: США и Аргентине.

- Почему Аргентине?
- Из-за призрака дефолта, который последнее время постоянно муссируется в украинских медиа. Такой дефолт произошел в Аргентине, причем под контролем Международного валютного фонда, в 2001 году. В этот момент падение рынка составило 90%. И рынок до сих пор не поднялся на докризисный уровень, хотя определенная медиаинфляция у них, конечно, наблюдалась из года в год. Аргентина является чуть ли не единственной страной, представители которой прогнозируют в этом году инфляцию на рекламно-коммуникационном рынке в размере 5-10%.
Если вдруг дефолт произойдет в Украине, то можно ожидать, что падение рынка будет еще больше.

- По сравнению с чем?
- Сейчас наш рынок упал всего лишь в два раза (в долларовом эквиваленте), но после дефолта этот показатель может составить 10, как в Аргентине. Поэтому подобного исхода следует избегать всеми возможными методами.

- В каких странах ситуация похожа на нашу?
- На данный момент уровень падения нашего рынка можно сравнить с уровнем падения американского, канадского и прибалтийского. Турция ожидает, что, возможно, их коснется это в ближайшее время. Восточная и Западная Европа тоже не очень радостно выглядела в своих прогнозах.

- Но ведь еще год назад наш рекламный рынок считался одним из наиболее привлекательных для инвестирования… Почему сейчас такое падение?
- О каких инвестициях может идти речь, если у нас правительство почти ежедневно выступает по телевидению, поливая друг друга грязью? В сложных ситуациях нужно объединяться, часто переступая через свое «эго». К сожалению, нашему правительству сейчас не до этого.

- А рекламисты у нас объединены?
- Рекламисты объединены, как и большинство остальных отраслей. И падают наши рынки в основном только из-за политики. Других логичных объяснений этому я не вижу. У инвесторов просто опускаются руки, а их карманы закрываются на большой замок, когда они смотрят на кризис, наложенный на политическую нестабильность.

- Чего стоит ждать в ближайшем будущем?
Во многом все будет зависеть от политиков. В Аргентине тогда за 3 месяца сменилось 4 или 5 президентов. Если ситуация не изменится, то денег в Украину будет идти все меньше, а уходить – все больше. Тут и до дефолта недалеко. Если же политики одумаются и поймут, что нужно принимать антикризисные законы и привести в порядок свои отношения на публике, чтобы не пугать инвесторов. Тогда дефолта, может быть, удастся избежать. Рынок в любом случае в этом году будет в 2 раза меньше в валюте, но не в 10 же раз!

- А как обстоят дела у МЕХ и в Media Expert/Havas Media?
- Нормально. Мы - одно из немногих агентств, кто не снижал зарплату своих сотрудников. Во-первых, из-за портфеля клиентов наши результаты в долларах показывают снижение, но не в два раза – пока это 10-20%. Во-вторых, при общем падении в 2 раза рынок возвращается к объемам 2006 года, мы же скорее вернемся к показателям 2007-го. Для нас это не критично. Наоборот это позволяет нам сконцентрироваться на повышении качества сервиса активных клиентов. Уделять больше внимания тренингам и персоналу. Вводить новые методы баинга и программные продукты по медиа-планированию от Havas Media.

Таня Попова на страже украинской рекламы

беседовал Артем Вакалюк
www.sostav.ua