Ирина Капуста, продюсер Украинского форума маркетинг-директоров: «Маркетинг-директоров сложно удивить»

20-21 мая в Киеве прошел Второй  украинский форум  маркетинг-директоров. Об итогах и перспективах этого мероприятия рассказывает продюсер Форума Ирина Капуста.
  
- Как родилась идея Украинского форума маркетинг-директоров и каковы были его цели?

- Организатор форума – компания IdeasFirst – является частью издательского дома «Стандарт», выпускающего журнал «Новый маркетинг». Поэтому мы давно обдумывали идею создания профессиональной площадки для маркетологов, на которой они могли бы обсуждать наиболее актуальные потребительские тренды, обмениваться опытом и узнавать о новых маркетинговых инструментах. В 2008 году мы решили, что наилучший формат для такого общения – это ежегодный национальный форум, ориентированный на маркетинг-директоров, работающих в различных сферах бизнеса. Мы сознательно не хотели сужать аудиторию. В Украине много интересных конференций, которые ориентированы на освещение более узкой тематики (например, директ-маркетинга или интернет-маркетинга). Однако для нас было важным создать сообщество специалистов в сфере маркетинга. Мы верим, что именно благодаря общению специалистов с разным опытом и взглядом на маркетинг могут рождаться свежие идеи.

- Чем Второй форум маркетинг-директоров отличался от первого?

- Когда мы готовили Первой форум маркетинг-директоров, в этом был элемент новизны: до нас в Украине никто ничего подобного не делал. Поэтому отзывы участников первого события были очень приятными для нас.

За год аудитория очень сильно повзрослела и изменилась, чему в немалой степени способствовал и кризис. Если раньше маркетологам были интересны различные маркетинговые инструменты, которые в нашей стране еще активно не применяются, то в этом году на первый план вышли сугубо практические вещи, которые помогают продавать и выживать сегодня. Маркетологи в меньшей степени склонны слушать западный опыт и те вещи, которые им могут быть полезны для общего развития, или в отдаленной перспективе. Поэтому основный упор при подготовке программы Второго украинского форума маркетинг-директоров был сделан на обсуждении тех инструментов, которые могут дать результат в самой ближайшей перспективе и при этом гарантируют его. Лейтмотивом большинства выступлений форума стала результативность маркетинговых инициатив.

- Мы много говорим о кризисе. Отразился ли он на организации форума?

- Экономический кризис коснулся всех компаний, которые являются организаторами профессиональных конференций. В январе, когда на рынке была полная неопределенность и никаких прогнозов даже на ближайшее будущее строить было невозможно, нужно было принимать принципиальное решение о проведении мероприятия. И мы очень благодарны всем нашим партнерам, которые в это время поддержали проект, тем самым сделав его возможным. Моя особенная благодарность драйверу проекта – Дмитрию Джеджуле, советнику по стратегическому развитию «Голден Телеком», а также Юрию Чарухе, директору компании «BigBoard Украина».

Конечно, в этом году было намного сложнее собрать аудиторию. Украинские компании начали перестраивать свое отношение к маркетингу и включили режим экономии с октября-ноября 2008 года (все бюджеты были заморожены, в том числе и на профессиональное развитие). Но главное – сложно было найти кейсы, в которых бы анализировались маркетинговые решения этого года. Говорить о кризисе в целом нам не хотелось, однако немногие компании уже были готовы делиться собственным опытом перестраивания маркетинга в связи с изменением ситуации на рынке.

- И тем не менее, форум состоялся. Каковы результаты?

- В этом году на форуме присутствовало около 270 участников. Согласно нашей статистике, 31% аудитории – директора и владельцы средних и мелких компаний, 27% – руководители отделов маркетинга и маркетинг-директора средних и крупных компаний. Большинство специалистов в этот раз представляли киевские компании (87%), тогда как в прошлом году более 40% участников форума были из других городов Украины. Что касается программы, то в этом году мы оставили несколько элементов с прошлого форума – три параллельных информационных потока (великолепная возможность благодаря просторному конференц-холлу «Паруса»), ток-шоу, секцию по управленческой эффективности. Однако были и нововведения. В частности, мы совместно с агентством «Цифирь» создали секцию 15/20, контент для которой отбирало профессиональное сообщество в социальной сети LinkedIn. Не скрою, изначально мы были скептически настроены по отношению к этой идее, но наш PR-партнер – компания O2PR, убедил нас в том, что нужно попробовать. И мы не только не пожалели, но и получили множество рекомендаций от участников форума о том, как развить эту идею на третьем форуме.

- А какие темы вызвали наибольший интерес в этом году?

- Многие слушатели отмечали мастер-класс Игоря Манна, который является одним из лучших специалистов по маркетингу на территории СНГ. И естественно, все с интересом обсуждали реальные кейсы: что компании сделали собственными руками, где набили шишки, чем могут поделиться. Традиционно участников интересовали реальные примеры продвижения в Интернете, нетрадиционные и малобюджетные способы рекламирования.

Ну и, конечно же, хитом форума, без сомнения, стало ток-шоу «Веселое время: каковы требования к маркетингу сегодня?». Модератором ток-шоу уже второй год подряд выступил Андрей Федоров, совладелец группы компаний United Communications.

- Стоит ли ждать в следующем году Третий украинский форум маркетинг-директоров?

- Конечно, стоит! Третий украинский форум маркетинг-директоров пройдет в 20-тых числах марта 2010 года, и мы надеемся, что все профессиональное сообщество примет активное участие в его подготовке. В этом году для отбора докладов и поиска актиальных тем мы создали Экспертный совет, в который вошли 15 маркетинг-директоров и представителей смежных рынков (PR и  рекламы). Основная задача этого общественного органа – предоставление консультаций и определение программы форума. В дальнейшем мы планируем еще немного расширить совет и наделить его большими полномочиями. Наша цель – сделать форум маркетинг-директоров главной маркетинговой площадкой страны.

В следующем году мы планируем еще больше сконцентрироваться на развитии новых форматов, в частности тех, которые помогут каждому участнику форума в поиске индивидуальных решений. Сейчас форум маркетинг-директоров – в большей мере традиционная конференция, на которой у каждого своя четко очерченная роль. Докладчики делятся опытом, аудитория слушает и задает вопросы, а в перерывах все общаются. В таком формате есть много плюсов, но есть и много минусов. Всегда будут жалобы на рекламу в докладах, на узость тем или, наоборот, на их поверхностное освещение. Мы тщательно изучаем зарубежный опыт и в следующем году будем опробовать форматы, которые позволят более тесно вовлечь слушателей форума в обмен опытом. Думаю, что всем участникам форума есть чем поделиться со своими коллегами.
 
- В кулуарах часто звучала мысль, что одним форумом в год ограничиваться не стоит. Собираетесь ли Вы предпринимать что-то в этом направлении?

- Нам, конечно, не хотелось бы на целый год прощаться с маркетинг-директорами. Сейчас мы вплотную подошли к реализации программы по созданию профессионального маркетингового сообщества, которая будет включать целую череду мероприятий для маркетинг-директоров и специалистов по маркетингу, где они смогут обсуждать самые актуальные вопросы. У нас уже действует программа Marketius – ежемесячные маркетинговые практикумы. Осенью стоит ждать новинок и сюрпризов.

- Насколько нам известно, ваша компания является организатором не только Украинского форума маркетинг-директоров. Что это за события?
 
- Да, компания IdeasFirst была создана для проведения профессиональных конференций в сфере маркетинга. На данный момент мы являемся организаторами Украинского форума маркетинг-директоров, Украинского ретейл-форума и Международного форума «Лояльный покупатель: где у него кнопка?». Также мы проводим ряд тренингов по лояльности и мастер-классы, посвященные решению маркетинговых вопросов. Так что приглашаем всех заинтересованных на наши мероприятия.
 
Источник:  O2 Public Relations, www.reklamaster.com