Украинский рынок алкоголя – ситуация и тенденции

Cогласно данным ритейл-аудита Nielsen, в период с октября-ноября 2016 года по август-сентябрь 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, украинский рынок алкоголя (бренди, коньяк, виски, вермут, битеры, джин, текила; в категорию не входит водка, игристые и шампанские вина) показал рост продаж на 3,1% в натуральном выражении в канале современной торговли против падения на 10% за тот же период прошлого года.
В денежном выражении продажи демонстрируют рост: 24,2% — в 2017 году, против 13,8% — в 2016 году. Цены в категории крепкого алкоголя продолжили расти, но темпы немного замедлились: с 26,4% в прошлом году до 20,5% в 2017 году.

Крупнейшие категории на рынке крепкого алкоголя в Украине в 2017 году — бренди/коньяк с долей в 57% в денежном выражении и виски 22%, при этом в натуральном выражении их доли составляют 57% и 15%, соответственно. Продажи бренди и коньяка в натуральном выражении показали рост по сравнению с прошлым годом: в 2017 году они увеличились на 3,4% против падения на 11,2% в 2016 году. В тоже время в денежном выражении прирост в 2017 году составил 21,8% по сравнению с 10,6% за 2016 год. Категория виски демонстрирует позитивную динамику. В то время как в прошлом году продажи выросли на 13,5% в натуральном выражении, в этом году они растут на 17,3%. Среди других сегментов в алкогольной категории в 2017 году ром и битеры продемонстрировали наибольший рост продаж (55% и 41% в денежном исчислении, соответственно). Ром остаётся самой быстрорастущей категорией, уже второй год подряд (рост на 40% за 2016 год, в денежном выражении).
 


«Виски и ром являются ключевыми драйверами развития алкогольного рынка в Украине. Рост локальных брендов, а так же снижение цены на импортный алкоголь - основные факторы роста», — комментирует Юлия Писоцкая, руководитель подразделения по работе с производителями табачных изделий и крепкого алкоголя в Nielsen Украина.

Алкоголь в магазинах

Несмотря на падение в 2017 году, крупные торговые форматы остаются важнейшими каналами для рынка крепкого алкоголя. Доля продаж в гипермаркетах и супермаркетах сократилась на 0,9% в 2017 году и составляет 82% в натуральном и 84% в денежном выражении. В тоже время продажи крепкого алкоголя растут в канале минимаркетов: рост составил 1,3% в натуральном и денежном эквивалентах.

Доля собственных торговых марок сетей в категории крепкого алкоголя сократилась и составляет 6,2% в натуральном выражении и 6,1% в денежном выражении (против 8,9% и 7,5% годом ранее). Продажи частных марок в 2017 году уменьшились на 28,3% в натуральном и выросли на 1,3% в денежном выражении.
По материалам пресс-релиза