Член Правления Украинской Ассоциации по связям с общественностью, Управляющий партнер "Михайлов и Партнеры. Украина"
Есть такая замечательная фраза: «Если нет реальных дел – не спасет PR-отдел». Мне, к сожалению, не известен ее автор… Но в свете последних событий в отечественном информационном поле, нам как PR-специалистам, следует все чаще и все глубже задумываться о том, достойно ли мы представляем нашу отрасль, какие действия мы предпринимаем для того, чтобы репутация наших клиентов и работодателей завтра не страдала от краткосрочных и непродуманных решений сегодня.
Сегодня понятие ‘public relations’ дискредитировало себя в Украине до такой степени, что для большей части населения и бизнеса, к сожалению, является существительным мужского рода, звучащим как «пиар» и ассоциирующимся с чем-то негативным и нечестным.
В то время как в Европе, США, Азии и на Дальнем Востоке PR-специалисты являются «рассказчиками историй» (story tellers), создателями картины мира и хранителями репутации крупнейших компаний и выдающихся людей, в нашей части планеты общественное мнение отвело им незавидную роль. Роль тех, которые всегда лгут.
И текущий кризис – отличная возможность для нашей отрасли проявить себя и доказать, что вопреки расхожему мнению, public relations – это не красивая ширма для плохих дел или отсутствия дел как таковых, а объективное отражение реальности. В конце концов, многие современные взгляды и ценности в свое время были привиты всем нам именно с помощью public relations. Тех самых, которые «связи с общественностью», а не которые «пиар».
И если мы как отрасль хотим занять достойное место в украинской экономике, а затем – и в европейском профессиональном сообществе, нам не помешает обратиться к тем, кто стоял у истоков мировой PR-индустрии. Таким людям как Эдвард Бернейс, Гарольд Берсон, Даниель Эдельманн и другим. Эти люди не только помнят, как зарождалась наша отрасль и какие цели она перед собой ставила. Они еще и умудряются идти в ногу со временем, обгоняя многих молодых по уровню понимания современного мира.
Хотелось бы привести несколько интересных цифр и фактов, которые мне удалось почерпнуть из последних международных исследований. Они достаточно убедительно говорят о том, что экономический кризис идет уже давно, а вот кризис в коммуникациях – только начинается. Поскольку многие компании и отрасли только сейчас в полной мере начали ощущать все последствия тех действий и коммуникаций, которые они вели и вынуждены были вести осенью 2008 года.
Согласно опросу 150 руководителей высшего звена в Европе, проведенному Harvard Business Review (09.2009 г.):
63% топ-менеджеров считают свои собственные компании непрозрачными;
37% топ-менеджеров считают несистемным подход своих компаний к прозрачности.
Другие интересные данные говорят о том, что:
50% всех слияний и поглощений проваливаются из-за несогласованностей и неэффективной коммуникации с людьми внутри компаний (данные McKinsey, Roffey Park Management Institute);
85% компаний считают, что во время ключевых для них слияний-поглощений управление коммуникациями было неэффективно (данные Hay Group).
По данным последнего исследования международной компании Burson-Masteller в октябре 2009 года, 89% руководителей опрошенных компаний в США и Европе ответили, что управление корпоративной репутацией выражается в способности привлекать и удерживать ценных сотрудников (т.е. тех, кто руками и головой делает работу и приносит компании прибыль). Далее по списку:
- привлечение новых бизнес партнеров (80%),
- повышение лояльности клиентов (73%),
- уверенность в том, что компания поступает правильно (50%),
- и под конец – возможность поставить более высокую цену на продукт (всего 19%).
Как видно из приведенных цифр, весь мир уже давно принимает управление репутацией и выстраивание public relations со всей серьезностью. И нам в Украине пора сделать то же самое и перестать надеяться, что последствия неграмотных коммуникаций и непорядочных действий «пройдут после кризиса». После кризиса останутся на плаву те компании (в PR-индустрии и за ее пределами), которые во время кризиса помнили, сколько стоит доброе имя и данное слово. Сколько денег и клиентов оно стоит. Ведь кризис проходит, а репутация остается.