Находчивость и хорошее чувство юмора может не только сопутствовать удачному продвижению по карьерной лестнице, но и лечь в основу собственного бизнеса
Почему решили заняться таким бизнесом, как организация ивент-мероприятий? Этот вопрос корреспондента «Эксперта» вызвал у наших собеседников – Глеба Тимошенко и Игоря Диденко (не имеет отношения к НАК «Нафтогаз України». — «Эксперт») — целую дискуссию.
«Думаете, выгоднее было открыть металлургический комбинат? Мы вообще хотели, но оказалось, кто-то уже открыл. Так же получилось с коксохимом», — улыбается Диденко. «А еще мы хотели торговать землей, но у нас не хватило денег на ее покупку. Пытались наладить нефтяной бизнес, но одни прагматичные ребята отсоветовали. Безуспешные попытки продавать электроэнергию также ни к чему не привели. Поэтому решили, что лучше всего заниматься тем, что умеем хорошо», — серьезно говорит Глеб. И тут же спрашивает: «Вы, что во все это поверили?».
Мы поверили частично. Глеба Тимошенко и Игоря Диденко харьковчане давно узнают в лицо. Больше десяти лет они занимаются проведением корпоративных мероприятий, организацией праздников и просто тем, что дарят людям немножко хорошего настроения. Официально их компания — ООО «Творческое объединение «Два Товарища» — открылась шесть лет назад, но их совместная деятельность стартовала еще в начале 90-х, когда они были еще студентами Харьковского авиационного института (ХАИ) и по совместительству игроками уже легендарной команды КВН-ХАИ.
.jpg)
Клуб по интересам
Именно КВН и стал их большой путевкой в мир шоу-бизнеса. Окончив вуз в середине 90-х, наши герои оказались не у дел. Авиастроение и ВПК в Украине, пожалуй, переживали худшие времена. Глеб по специальности — механик-конструктор ракетной техники, Игорь — инженер-конструктор радиоэлектронной аппаратуры летательных аппаратов. Правда, наши собеседники не особо и пытались устроиться по профилю. «Страна разваливалась на глазах. А в это время был самый пик нашей команды. Множество гастролей, мы посетили около 35 стран, был год, когда мы в Харькове пробыли в общей сложности всего два месяца», — вспоминает Игорь. Однако, команда не стала долгоиграющим проектом, как например, «Студия Вечерний квартал 95»: часть наших игроков уехали за рубеж.
«Как-то нас году эдак в 1994 пригласили в качестве ведущих ночного клуба на зимний Сочинский фестиваль команд КВН – это было интересно и ново. Мы оказались на удивление хорошей, подхватывающей друг друга парой, понравились публике. Этот фестиваль и можно считать стартом нашей совместной деятельности», — поясняет Игорь.
Первых гонораров в качестве ведущих наши герои не помнят, но вот о самом крупном, запоминающимся заработке за вечер говорят с удовольствием. «Мы были ведущими на открытии ночного клуба «21 век» (Харьков). За вечер нам заплатили по 250 долларов. Это были просто баснословные по тем временам бабки (на дворе был 1998 год. – «Эксперт»)» - рассказывает Глеб.
Параллельно с этим направлением партнеры пробовали себя на местном радио и телевидении. «График у нас был такой: в 5.15 подъем, в семь на работе, с восьми до десяти прямой эфир, потом прыгнули в машину и уехали в Киев – отработали на площадке до 23.00, прыгнули в машину и опять в Харьков. И снова по кругу: в 5.15 подъем… Одним словом, десять лет непрерывной пахоты» - вспоминает Игорь.
В качестве ведущих им удалось заработать себе хорошее имя, правда, к собственному бизнесу они пришли лишь в 2004 году. «Мы понимали, что нам нужно дальше расти. Но куда? Как это верно делать, не знали и все как-то боялись рискнуть», — признаются герои.
.jpg)

Свое дело
К открытию собственного ивент-агенства их подтолкнули друзья из команды КВН «Запорожье-Кривой Рог-Транзит». У них уже была своя компания «Транзит-продакшн» — занимается наружной рекламой, продвижением проектов на телевидении, организацией различных развлекательных мероприятий и т.п. «Они постоянно настаивали, чтобы мы открыли свое дело. Скажем так: волшебный пендель на нас подействовал и мы в 2004 году наконец-то решились», — смеется Глеб. Так появилось «Творческое объединение «Два Товарища» - кстати, в названии учтено сопряжение аббревиатур Диденко - Тимошенко.
Днем основания компании наши герои считают 21 августа 2004 года. Когда праздновали 350-летие Харькова, именно их компании доверила мэрия проведение и организацию молодежных праздничных мероприятий. Как удалось заполучить такого клиента? Это целая история. Друзья из Запорожья подсказали им обратиться напрямую к мэру – в то время им был Владимир Шумилкин. Записываться на прием к градоначальнику будущие бизнесмены не стали – знали, что аудиенции придется ждать несколько месяцев и больше пятнадцати минут им не дадут. Поэтому пришли на одну из плановых пресс-конференций мэра. «Я пришел, сел в первых рядах среди журналистов. Прослушал отчет мэрии о подготовке к отопительному сезону, узнал о тупиковых системах отопления. Дождался окончания пресс-конференции, а потом подошел к Шумилкину и попросил о личной встрече. Он сказал: приходите через два дня», — вспоминает Глеб.
«Мы оделись красиво, пришли на встречу и говорим: у нас есть предложение – давайте мы возьмем на себя молодежную часть празднования, в смысле организацию этих мероприятий. Мы знали, что предлагать, ведь к тому времени мы успели изучить программу празднования и нашли в ней несколько слабых мест. Мэр дал согласие», — продолжает Игорь.
Позже выяснилось, что придется делать буквально все: выстраивать шоу, развешивать баннеры, работать ведущими, составлять смету. Пришлось даже спонсоров искать: ведь город дал лишь часть бюджета, необходимого для реализации поставленных задач. «Выделенных денег хватило бы на самое необходимое: поставить сцену, нанять людей… Но мы хотели сделать все на самом деле очень круто, поэтому нам нужны были еще деньги. Ведь это был наш первый проект такого уровня, нужно было себя хорошо зарекомендовать, поэтому все должно было быть очень ярко», — рассказывает Глеб Тимошенко.
Партнеры обзвонили своих клиентов, у которых проводили корпоративные мероприятия, и в итоге нашли недостающую часть суммы. Впрочем, сложности были не только с деньгами, но и со временем. Окончательное «добро» из мэрии наши герои получили только в июне, а мероприятие должно было начаться уже в августе. У них тогда не было ни офиса, ни юридического лица, ни команды…
«У нас в июне была одна идея. Еще два человека, кроме нас решились принять участие. А к середине августа уже была своя фирма и двенадцать человек в штате. Одним словом, все было как в сказке: заснули вечером ведущими, а утром проснулись владельцами фирмы, которым предстоит решать грандиозные задачи», — рассказывает Глеб.
«Было сложно не только физически – мы работали и день и ночь. Было очень тяжело морально – пришлось перестраивать собственную психологию. Мы тогда много ссорились», — признается Игорь.
Мероприятия прошло удачно. После 350-летия Глеб и Игорь стали частыми гостями на различных муниципальных, и не только, праздниках. Бизнес начал набирать обороты.
.jpg)
Метод проб и ошибок
Впрочем, не всегда все складывалось удачно и гладко. И Глеб, и Игорь могут вспомнить как минимум пару случаев, когда им хотелось оставить бизнес.
Например, в 2005 году наши герои решили привезти в Украину звезду мирового масштаба – известного рэпера 50 cent (в переводе на русский – «Полтинник», в миру - Кертис Джексон). Только после приезда звезды в Киев наши герои поняли, насколько огромным риском была эта затея. «Представьте себе – мы парни из Харькова, приходим в развлекательный центр Arena и говорим: мы привозим «50 cent» и хотим провести концерт у вас. На нас смотрели как на сумасшедших», — вспоминает Глеб.
Осенью прошли первые переговоры, вопросы о финансовой части были оговорены весной, звезда же приехала в июне. А в мае стало ясно, что Глеб, как главный идеолог приезда звезды, упустил множество важных нюансов в переговорах. Ему даже пришлось прервать отпуск в Венеции и срочно прилететь в Киев для разрешения проблем. «Это в начале идея показалась такой классной, такой заманчивой. Мы, кстати, были первыми, кто поставил стоимость билета в VIP-зону 500 долларов. Однако, у меня не было никакого опыта, ни финансового, ни юридического, поэтому я наделал таких ошибок, такие пункты подписал в договорах… Это была катастрофа!» - рассказывает Глеб. За рубежом распространена следующая практика: в день концерта билеты со всех предварительных касс снимаются и продаются на месте концерта, и вся выручка в этот же день должна быть принесена директору артиста. Этот пункт и подписал Глеб в договоре, но потом оказалось, что в Украине такое просто невозможно. «В билетном хозяйстве мне сказали: ты с ума сошел? Мы из-за тебя в тюрьму не собираемся садиться. И уехали с наличкой», — вспоминает Глеб. Было разное: и огромное количество фальшивых билетов, и охрана, пропускающая фанатов на концерт за сто гривен…
«Этот случай помог нам четко сформировать свою целевую аудтирию. Ведь до 2005 года мы не могли понять, кто мы, занимаемся ли рекламой, привозим ли звезд или организовываем мероприятия. А после этой истории мы сразу расставили все точки над i. Решили: мы только ивент-агенство и занимаемся организацией праздников», — дополняет Игорь.
А уже в 2008 наступил финансовый кризис. По ивент-агенствам он ударил очень больно. Впрочем, возможно, именно благодаря истории связанной с «50 cent», наши герои к кризису подготовились весьма прагматично. «Нас вовремя запугали прогнозами на 2009. Мы подсчитали, как мы выживаем при падении рынка в три раза. Поэтому мы глобально подкорректировали свой бюджет на год, исходя из падения доходов в три раза. Сначала мы отказались от лишнего, потом от нужного, а потом и от необходимого. У нас до кризиса в штате работало двенадцать человек, после корректировки бюджета осталось два. Мы даже серьезно обсуждали такой вопрос: продаем офис и работаем дома по Интернету— поясняет Игорь.

Свои фишки
Сейчас в их компании о кризисе больше говорят в прошедшем времени. «Понять, идет ли оживление у физических лиц, сложно – да, они меньше тратили в кризис, допустим вместо 100 тысяч гривен 50 тысяч, но все равно тратят. Ведь у них рождаются дети, они празднуют дни рождения, женятся… А вот по крупным компаниям идет явное оживление. У них бюджет есть, планирование. И если раньше в кризис они сокращали расходную часть, то теперь начали проводить мероприятия, заниматься продвижением товаров. Это сейчас хорошо чувствуется», — говорит Игорь Диденко.
Обязанности учредители между собой в компании не разделяют. Существует только разделение по клиентам, правда, даже в этом случае партнеры советуются между собой. «У нас в компании нет такого: начальник-подчиненный. Мы просто собираемся вместе, проводим мозговой штурм. Потом это уже превращается в сценарий, потом в смету, потом в праздник», — делятся наши собеседники.
При этом, по их словам, рынок весьма насыщен. «Конкурировать довольно сложно. Особенно нелегко было до кризиса, сейчас это не так ощутимо, так как многие наши конкуренты не выдержали испытания», — поясняет Глеб. Речь, прежде всего, идет о так называемых фрилансерах. В любом из поисковых ресурсов Интернета на словосочетание «организация праздников» высвечивалось несколько страниц предложений. Ассортимент включает все: от медведей и цыган до звезд эстрады. У них расходы ниже: штата нет, офиса нет, да и официальной бухгалтерии тоже… «Такой фрилансер может себе позволить поставить в качестве гонорара 2% от сметной стоимости, и ему этих денег хватит, а мы никак не можем опустить эту планку ниже 12%», — объясняют наши собеседники.
В ближайших планах компании – расширение деятельности. Например, все же хотят привозить в Украину иностранных звезд. «Когда мы организовывали концерт «50 cent» – мы конечно получили опыт. И опыт этот колоссальный! Поверьте, теперь мы можем привезти сюда звезду любого уровня!» — убежден Глеб. «Это отдельный бизнес, и туда просто так, лучше не соваться. К тому же для этого нужны большие первоначальные средства. Но мы планируем в будущем открыть отдельную структуру, которая будет заниматься только этим направлением. Само по себе ивент-агенство не в состоянии привозить звезд», — поясняет Игорь.
Поменялось и у наших героев и само отношение к бизнесу. «У нас раньше был более творческий подход. А сейчас активно внедряем бизнес-составляющую: добавляем планирование, расчеты, отчетность, т.е ту самую бюрократию, которая немного влияет на творчество», — рассказывает Глеб.
Однако, уезжать из Харькова в более денежный Киев они не хотят. «Есть такое понятие, как рейтинг украинских агентств маркетинговых сервисов согласно доходам. И в этом рейтинге мы сейчас находимся на 30 месте. А впереди нас только крупные сетевики, с внушительным материнским иностранным капиталом и оборотом от 40 до 100 млн гривен в год. У них есть всегда финансирование, они не умрут. А мы «волки», нам бегать надо, чтобы выжить. Так что для нас это место – очень крутая позиция. И при этом мы в Харькове и не сетевое агентство», — поясняет Игорь. Впрочем, у Глеба еще более простое объяснение: «У нас здесь семьи, и мы привыкли к Харькову, к тому же современные технологии позволяют работать из любой точки мира. Да в том, что мы находимся в Харькове, есть что-то особенное. Вот, например, знаменитый актер, который снимался в фильме «Гладиатор» (Рассел Кроу. – «Эксперт»), работает в Голливуде, но живет в Австралии. Это такая фишка! Так и у нас – свои фишки!»
По материалам пресс-релиза