Эксперты Всеукраинской рекламной коалиции подвели окончательные итоги объемов рекламного рынка 2004 и сделали свой прогноз на 2005 год

Как и было предсказано в начале декабря, летний прогноз Коалиции об итоговых годовых цифрах в целом подтвердился и мы уверенно констатируем, что полумиллирдный рубеж рекламный рынок Украины в 2004 успешно преодолел. Общий объем рекламного рынка в 2004 составил 571 миллион долларов США, в том числе в медиа 347 миллиона. Напомним, что все цифры указаны без учета налогов.

Более подробная разбивка по различным медиа и статьям рекламного бюджета приведена в табл.1

Таблица 1.

 

Прогноз итогов года, июнь 2004, млн USD

Финальный итог 2004, млн, USD

Телевизионная реклама

165 – 175

165

Наружная реклама

85

86

Пресса

81

81

Радио

10 – 12,2

13,5

Интернет

1 – 1,5

1,5

 

Всего МЕДИА

342 – 354,7

 

347

     

Рекламное производство (видео, аудио, рекламная полиграфия, постеры для наружной рекламы)

48

45

PR всего,

в том числе коммерческий PR без учета advertorials (рекламных статей)

40

42

 

 

8

Спонсорство
(спортивных, культурных мероприятий и медиа, включая продакт плейсмент)

70

70

Другие рекламные и маркетинговые акции и услуги

25

 

 

40

 

 

 

Всего НЕ-МЕДИА

183

 

197

     

 

Агентские комиссии и гонорары

27

 

27

     

 

Всего рекламный рынок

552 - 565

 

571

Прежде чем перейти к прогнозу на 2005 год, считаем необходимым сделать ряд примечаний.

Практически все специалисты Всеукраинской рекламной коалиции, принявшие участие в данной работе, были единодушны в оценке объемов рекламного рынка. Небольшие разночтения в объемах интернет-рекламы, радио или оценке product placement в ТВ вполне вписываются в 5 – 10% погрешность.

 

Несколько слов об оценке объемов PR услуг. Приведенная в таблице цифра получена на основании опроса представителей разных типов медиа о соотношении доходов от рекламы и PR. В то же время, специализированные PR-агентства оценивают свои годовые объемы в области коммерческого PR в 7 – 8 млн долларов.

Величина агентского вознаграждения была оценена “консервативно” - 27 млн, хотя существовали и более “оптимистичные” (до 30 млн) цифры.

А теперь о прогнозах на год 2005 (см. таблица 2)

Таблица 2.

 

Прогноз объемов-2005, млн USD

% изменения к 2004

Телевизионная реклама

205

24%

Наружная реклама

104

21%

Пресса

100

23%

Радио

19

41%

Интернет

2

33%

 

Всего МЕДИА

 

430

 

24%

     

Рекламное производство (видео, аудио, рекламная полиграфия, постеры для наружной рекламы)

53

18%

PR всего,

в том числе коммерческий PR без учета advertorials (инфосообщений)

45

 

 

12

7%

 

 

50%

Спонсорство
(спортивных, культурных мероприятий и медиа, включая продакт плейсмент)

80

14%

Другие рекламные и маркетинговые акции и услуги

57

43%

 

Всего НЕ-МЕДИА

 

235

 

19%

     

 

Агентские комиссии и гонорары

 

35

 

30%

     

 

Всего рекламный рынок

 

700

 

23%

 

Таким образом, по прогнозам Коалиции рекламный рынок в Украине продолжит свой рост и составит (а может по итогам и превысит) очень ровную цифру - 700 миллионнов долларов США.

Предоставив право всем заинтересованным самостоятельно анализировать данные таблицы 2 и делать выводы по отдельным медиа или различным рекламным услугам, сами же проследим динамику роста украинского рекламного рынка за последние три года (табл.3)

Таблица 3.

 

Объем 2003, млн USD

% изменения к 2002

Объем 2004,

млн USD

% изменения к 2003

Объем 2005, млн USD

% изменения к 2004

Телевизионная реклама

130

53%

165

27%

205

24%

Наружная реклама

60

58%

86

43%

104

21%

Реклама в прессе

60

114%

81

35%

100

23%

Радио

9

12,5%

13

44%

19

41%

Интернет

1

0%

1.5

50%

2

33%

 

Итого МЕДИА

 

260

 

62,5%

 

347

 

34%

 

430

 

24%

             

 

Всего не-медиа плюс агентская комиссия и гонорары

 

160

 

60%

 

224

 

40%

 

270

 

21%

             

 

Всего рекламный рынок

 

420

 

62%

 

571

 

36%

 

700

 

23%

 

Как видно при анализе таблицы 3, рост объемов рекламного рынка Украины постепенно снижается, что, на наш взгляд, вполне естественно.

С одной стороны, все дальше последствия провальных для рынка 1998-1999 годов (вспомним про российский дефолт), после которых отсчет рекламных объемов шел практически с ноля.

С другой стороны, увеличение абсолютных цифр рекламного рынка (объема) в свою очередь приводит к уменьшению цифр относительных (% роста).

Президентские выборы – 2004, на взгляд экспертов Коалиции, способствовали (в рамках 4% годового объема) росту рекламы в 2004 и соответственно этих процентов (точнее денег) не досчитается рекламный рынок в 2005 году.

Есть и еще одна сторона. Бурный рост рынка в 2003 году (см. табличные данные) имел и чисто “техническую” причину. Дело в том, что при оценке объемов рынка-2002 экспертами Коалиции не учитывался ряд показателей, в том числе по региональной рекламе, прессе и т.д., т.е. объем рынка 2002 был занижен.

Ну и конечно, нельзя не принимать во внимание и фактор некоторой политической нестабильности в стране в ноябре - декабре 2004, который оказывает влияние на рекламные объемы – 2005 (особенно в первом полугодии). Впрочем, и переоценивать политическую “кризисность” не стоит.

Интересным на взгляд Коалиции представляется и проанализировать % долю различных медиа каналов в общем объеме медийной рекламы. Выполним эти расчеты уже для нового 2005 года (см. табл.4)

Таблица 4

 

Объем 2005, млн USD

% доля в итоговом медиа объеме

Телевизионная реклама

205

48 %

Наружная реклама

104

24 %

Пресса

100

23 %

Радио

19

4 %

Интернет

2

менее 1 %

 

Всего МЕДИА

 

430

 

100%

 

Ну и напоследок, давайте сверим свое развитие с соседским. И чтобы подчеркнуть лишний раз дух общественных перемен, сравним украинский рекламный рынок не с российским, а скажем, с прибалтийским.

Вот какими рекламными суммами оперирует Прибалтика. По данным, представленным Margo Veskimagi, Regional Integration Director, TNS Emor, Estonia, на фестивале Golden Hammer в августе 2004, суммарный годовой рекламный рынок (net) прямой рекламы трех стран Латвия, Литва, Эстония – 200 млн Euro. Учитывая, что общее население упомянутых стран 7.2 млн человек, имеем 27.78 рекламного Euro на душу населения. Давайте сравним эти цифры с аналогичными украинскими показателями: рекламный медиа-рынок 2004 равен 347 млн USD или ориентировочно 266 млн Euro. Т.е. при населении скажем 48 млн человек, получаем 5.55 рекламного Euro на одного украинца. Или почти в 5 раз меньше, чем у прибалтийских соседей.

Есть еще куда развиваться рекламной Украине, а там глядишь, может еще догоним и перегоним соседей. Кстати, вот динамика роста рекламного рынка в некоторых странах Балтии: 5% - в Эстонии, 17% - в Латвии. Что как видно из прогноза Рекламной коалиции уступает скорости роста рынка рекламы в Украине.

Ну и последняя таблица, сравнивающая структуру прибалтийского и украинского рынков прямой рекламы. (см.табл.5)

Таблица 5.

 

% доля в итоговом медиа объеме Прибалтики

% доля в итоговом медиа объеме Украины

Телевизионная реклама

34 %

48 %

Наружная реклама

8 %

24 %

Пресса

45 %

23 %

Радио

12 %

4 %

Интернет

менее 1 %

менее 1 %

Не факт, что украинской наружке нужно срочно предпринимать какие-то скоропалительные лоббистские усилия, но задуматься над тенденцией стоит (если это, конечно, тенденция, а не национальные особенности).

В заключении еще раз напомним, что все вышеприведенные данные объемов рынка носят экспертный характер и не могут совпадать с цифрами мониторинговых компаний, оперирующих прайсовыми показателями. В экспертной оценке Всеукраинской рекламной коалиции приняли участие представители крупнейших рекламных холдингов Украины, рекламных и медиа агентств, производственных компаний, телеканалов, печатных СМИ и др.

Источник: ВРК