Всеукраинская рекламная коалиция по итогам первого полугодия и наметившихся тенденций на второе полугодие уточняет свой прогноз объема рекламно-коммуникационного рынка Украины-2011
Сводная таблица объемов медиа рекламы, прогноз на 2011 год
Итоги 2010 |
Прогноз |
Процент роста |
Скорректи-рованный прогноз на 2011 год, млн.грн., август |
Скорректи-рованный процент изменения 2011 года к 2010 году, август |
|
ТВ-реклама |
2 680 |
3 525 |
+ 32% |
3 370 |
+25% |
В том числе |
|
|
|
|
|
Национальное ТВ |
2 565 |
3 400 |
+ 33% |
3 250 |
+ 27% |
Региональное ТВ |
115 |
125 |
+10% |
120 |
+ 4% |
ТВ-спонсорство |
336 |
400 |
+ 19% |
370 |
+ 10% |
Реклама в прессе |
2 210 |
2 513 |
+ 14% |
2 488 |
+ 12.6% |
В том числе |
|
||||
Газеты |
582 |
670 |
+15% |
712 |
+22%* |
Журналы |
825 |
937 |
+14% |
896 |
+ 9% |
Вложения, вшивки и проч. |
52 |
59 |
+ 13% |
57 |
+ 10% |
"Заказные" материалы |
629 |
713 |
+13% |
573 |
- 9% |
Классифайд |
122 |
134 |
+ 10% |
250 |
+ 105%* |
Наружная реклама |
800 |
1 000 |
+ 25% |
1 000 |
+ 25% |
Радиореклама |
200 |
228 |
+ 14% |
228 |
+ 14% |
Интернет реклама |
280 |
400 |
+ 43% |
387 |
+ 38% |
В том числе |
|
||||
Медиа |
165 |
240 |
+ 45% |
215 |
+ 30% |
Контекстная |
115 |
160 |
+ 39% |
172 |
+ 50% |
Транспортная |
108 |
122.5 |
+ 13% |
108 |
0% |
В том числе, indoor-video |
4.8 |
7.3 |
+ 52% |
4.1 |
- 15% |
Внутренняя реклама |
81 |
87 |
+ 7% |
81 |
0% |
В том числе, indoor-video |
47.5 |
59.5 |
+ 25% |
49.3 |
+ 4% |
Реклама в кинотеатрах |
40 |
42 |
+ 5% |
32 |
- 20% |
ИТОГО МЕДИА РЕКЛАМА |
6 735 |
8 317.5 |
+ 23.5% |
8 064 |
+ 20% |
* рост носит «технический» характер
Как видно по данным таблицы, эксперты ВРК, оценивая рынок в декабре прошлого года, были чуть-чуть излишне оптимистичны.
ТВ-реклама, оставаясь безусловным лидером в медиа-миксе и показывая, в целом, неплохую динамику роста, тем не менее, вырастет не на треть, а скорее на четверть прошлогоднего объема. И то, при удачном втором полугодии 2011. Не так активны, как прогнозировалось, и спонсоры ТВ-эфира.
Оценка рынка прессы стала проводиться еще более тщательно. В частности, серьезно расширен состав Экспертного Совета УАИПП за счет крупнейших рекламных и медиа агентств, привлечены исследовательские компании, ассоциация региональных издателей АНРИУ. В связи с этим ряд показателей, составляющих в сумме графу «Реклама в прессе», выросли в объеме «технически», за счет изменения методики исследования и более скрупулезной оценки реальных объемов. Как факт, мы имеем более правильные цифры в столбце объем рынка и явно завышенные проценты сравнительного роста. Надеемся, что в дальнейшем динамика рынка прессы будет носить более показательный характер и сможет стать предметом сравнительного анализа. Пока же ориентироваться на рост рынка классифайдов в два раза или ждать увеличение объемов газетной рекламы на 22% вряд ли стоит.
По данным Ассоциации наружной рекламы Украины объем рынка наружки первого полугодия 2011 составил 532 млн. грн. Это позволяет говорить о том, что объем этого сегмента рекламы в декабре оценивался в целом верно. Возможно, даже годовой объем рынка превысит запланированный миллиард. А вот насколько - покажет уже осень.
Опрошенные компанией ОРТ Медиа радио эксперты по большей части были единодушны. Декабрьский прогноз пока оправдывается. Нечего корректировать.
В интернет рекламе произошла смена лидера относительного роста. По результатам первого полугодия контекст растет быстрее медийки. Что нашло отражение в корректировке прогноза, полученного от Ассоциации интернет рекламы.
По данным Ассоциации Индор Медиа в первой половине 2011 года количество объектов адресной программы Indoor Video увеличилось, как и прогнозировалось в конце 2010 года. Особенно это заметно на примере роста предложений размещения аудио/видеорекламы в торговых центрах и в HoReCa, собственники которых всё чаще сами инициируют сотрудничество с украинскими операторами Indoor Video.
Собственно, увы, это и есть тот единственный фактор, который в большей мере положительно влияет на объём продаж 2011 в сегментах Внутренней и Транспортной рекламы. В остальном в этих сегментах динамического роста не наблюдается. Остается надеяться на осень.
Реклама в кинотеатрах не то что увеличила свои объемы, но даже "ужалась" процентов на 20. При чем без всяких пока перспектив. Впрочем, тем радостнее будет ошибиться осенью.
В целом, медиа рынок в 2011 году вырастет по сравнению с 2010 годом на 20% и составит 8 миллиардов 64 млн. гривен, без налогов.
Экспертная оценка объемов NON Media части рекламно-коммуникационного рынка Украины 2011
Прежде чем представить откорректированные прогнозы, заметим, что эксперты ВРК, МАМИ и УАДМ продолжили начатые в прошлом году работы по внесению изменений в собственно структуру этой части рынка.
Напомним, что как и было объявлено в прошлом году, такая перекомпоновка и переименование некоторых сегментов вызваны современными тенденциями развития маркетинговых коммуникаций.
Так, в этом году претерпела изменения структура прогноза ДМ-сегмента. Весной этого года МАМИ утвердила классификацию маркетинговых сервисов, прописав, что из услуг входит в указанные сервисы.
В результате уточнения, по согласованию МАМИ и УАДМ объем сегмента Директ-маркетинг был поделен на две категории:
1. ДМ (маркетинговые сервисы). Директ-маркетинг, услуги контакт-центров и производство материалов, выполняющие исключительно рекламные функции.
2. ДМ поддержка продаж:
a. ДМ, услуги контакт-центров и производство материалов, являющиеся частью процесса продаж (торговля по каталогам).
b. ДМ, используемый коллекторами, в технических службах телекоммуникационной отрасли, горячие линии банков.
Проанализировав структуру, МАМИ и УАДМ пришли к выводу, что один из сегментов - услуги коллекторам, телекому и банковскому сектору - не является частью рекламного рынка и подлежит исключению из прогноза. Для того, чтобы обеспечить "преемственность" сравнительной базы, были дополнительно откорректированы объемы рынка маркетинговых сервисов за 2010 год и прогноз рынка 2011, сделанный в декабре.
Свои изменения в структуру рынка внес и Комитет Digital агентств Всеукраинской рекламной коалиции. Впервые в августе этого года был проведен экспертный опрос и получен объем рынка цифровых коммуникаций, не входящий в объемы медийной и контекстной интернет рекламы, а также в объемы Digital коммуникаций в поддержку маркетинговых сервисов. Цифра 100 млн. грн. не претендует на абсолютную точность и скорее отражает суммарные годовые биллинги ведущих диджитал агентств. В дальнейшем эксперты ВРК планируют провести более тщательное исследование этого сегмента рынка - пришло время.
|
Итоги 2010 года, млн. грн. |
Прогноз на 2011 год, млн. грн., декабрь |
Процент роста 2011 года к 2010 году, декабрь |
Скорректиро-ванный прогноз на 2011 г, млн. грн., август |
Скорректиро-ванный процент изменения 2011 года к 2010 году, август |
Маркетинговые сервисы, всего |
2 001 |
2 290 |
+ 14% |
2 290 |
+ 14% |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Consumer Promotion |
373 |
410 |
+ 10% |
392 |
+ 5% |
Trade Promotion |
635 |
762 |
+ 20% |
762 |
+ 20% |
Event Marketing |
204 |
224 |
+ 10% |
224 |
+ 10% |
Direct Marketing (Mailing, DB management) |
508 |
594 |
+ 17% |
|
|
Digital Marketing как поддержка Marketing Services |
29 |
35 |
+ 20% |
35 |
+ 20% |
Другие маркетинговые коммуникации (ambient media, product placement, non-media спонсорство...) |
252 |
265 |
+ 5% |
265 |
+ 5% |
Direct Marketing (поддержка продаж) (mailing, DB management, contact-center) |
132 |
163 |
+ 23% |
168 |
+ 27% |
PR -рынок |
282 |
324 |
+ 15% |
282 |
0% |
Digital Marketing (Mobile Marketing, On-line Marketing, SMM, creative&production...) |
Оценка не проводи- лась |
Оценка не проводи- лась |
Оценка не проводи- лась |
100 |
Оценка не проводи- лась |
Производство рекламных материалов |
990 |
1 140 |
+ 15% |
1 040 |
|
Всего объем рынка NON-Media |
3 405 |
3 917 |
+ 15% |
|
|
Что касается PR-рынка, то Украинская ассоциация по связям с общественностью пересмотрела прогноз развития рынка PR услуг и считает, что в 2011 году рынок не вырастет по сравнению с 2010 годом, т.е. останется на той же позиции.
Основные причины:
• ухудшение бизнес-климата в стране, которое зафиксировано большинством международных исследовательских
организаций, медиа и экспертами. Когда бизнес поставлен на грань выживания - он вынужден закрывать более
"горящие" проблемы, чем забота о вопросах репутации и имиджа;
• вынужденный уход части бизнеса в тень приводит к отсутствию у этой части бизнеса потребности в публичности;
• снижение инвестиционной привлекательности страны влечет за собой отсутствие притока иностранного бизнеса,
соответственно, отсутствие базы для роста спроса на PR сервис.
Из основных текущих трендов на рынке PR можно выделить следующие:
• общее количество компаний, которые выделяют бюджеты на PR несколько возросла, однако бюджеты
в то же время у всех компаний существенно сократились;
• можно говорить о разовых всплесках активностей в некоторых сегментах бизнеса, но все они носят несистемный характер. Пример - проекты, связанные с Евро 2012;
• наблюдается смещение коммуникационной активности в сторону региональной и нишевой как следствие экономии бюджетов;
• продолжается тенденция смещения коммуникаций в интернет;
• активен финансовый сектор и компании, занимающие деньги за рубежом, т.к. обязаны отчитываться перед инвесторами и вести коммуникации согласно зафиксированным стандартам;
Таким образом, суммарно рынок немедийных маркетинговых коммуникаций составит 3 миллиарда 883 миллиона гривен, что больше прошлогоднего объема на 14%.
Сводная таблица объемов рекламно-коммуникационного рынка Украины в 2011 году
Итак, согласно августовских прогнозов экспертов ВРК рекламно-коммуникационный рынок Украины 2011 закончит с показателями в примерно 12 с половиной миллиардов гривен, что больше рынка прошлого года на 18%. Таким образом, прогнозируемый в декабре прошлого года рост рынка в целом подтверждается, хотя, безусловно, относительная величина изменений по разным каналам коммуникаций крайне неоднородна.
Сегодня можно уже смело утверждать, что гривневый объем рынка докризисного 2008 года будет перекрыт в этом году примерно на один миллиард гривен. Пусть частично и за счет новых исследований в традиционных медиа или новых коммуникационных каналов, но все равно приятно.
Сводная таблица объемов рекламно-коммуникационного рынка Украины - 2011
Итоги 2010 года, млн. грн. |
Прогноз на 2011 год, млн. грн., декабрь |
Процент роста 2011 года к 2010 году, декабрь |
Скорректированный прогноз на 2011 год, млн. грн., август |
Скорректированный процент изменения 2011 к 2010, август |
|
Медиареклама |
6 735 |
8 317.5 |
+ 23.5% |
8 064 |
+ 20% |
Рынок NON-Media |
3 405 |
3 961 |
+ 15% |
3 883 |
+ 14% |
Агентские комиссии и гонорары |
510 |
600 |
+ 18 % |
|
|
ВСЕГО Рекламно-коммуникационный рынок Украины |
10 650 |
12 878.5 |
+ 20 % |
|
|
Всеукраинская рекламная коалиция благодарит всех экспертов, принявших участие в исследовании.
Источник: sostav.ua