Максим Лазебник, продюсер КМФР, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции, шеф-редактор портала Sostav.ua: "У меня двоякое отношение к результатам фестиваля этого года"
«У меня двоякое отношение к результатам фестиваля этого года. С одной стороны, есть 4 серебра для Украины, полученные в разных конкурсах, включая традиционно престижный и трудный Филм, модный Интернет, ранее никакое Радио, насыщенный Принт. Для 4-х разных агентств, не имеющих имя Бернетт в названии, - это, безусловно, хорошо для развития рекламной индустрии.
С другой стороны, решения жюри по целому ряду работ мне откровенно не понравились. В том числе, моветоном считаю получение гран- при конкурсов социальными проектами. Посчитайте - сколько их... Вдвойне неправильно иметь социальное гран-при в роликах и принтах. Прошло время, когда «благодарные» музеи, библиотеки, филармонии, медиа компании получали гран-при. Отрасли на определенном этапе это было необходимо, разогревая телеком и проктер. Теперь такие работы могут быть золотыми, но не лучшими. Это скорее индустриальный тормоз. Времена поменялись».
Михай Колибан,креативный директор BBDO Moscow: «Первое, что я ощутил - Golden Drum умирает»
Креативный директор BBDO Moscow подвел итоги Golden Drum
72 российские работы попали в этом году в шорт-листы Golden Drum. Получается, что это 26% от числа общих заявок, которых 274. Цифра огромная, и это явно большой шаг вперед, основанный на двух обстоятельствах. Первое - это повышение качества идей (о которых говорит попадание в шорт-листы) и мощность инвестиций (судя по количеству заявок и участников фестиваля).
Экономический фактор играет решающую роль в регионе, и мне кажется очевидным, что у России есть идеи мирового уровня потому, что во время кризиса 2008 года она пострадала меньше, чем другие страны Новой Европы , для которых эти три года были очент тяжелыми.
В последний раз я был на Golden Drum в 2008 году. С тех пор фестиваль значительно уменьшился, наверное, на одну треть. Например, в 2006 году, когда я был в жюри, только в категориях Press и Outdoor было больше тысячи заявок. Сейчас же на фестиваль во все категории было подано 1420 заявок.
Кроме того, в шорт-листы попали почти 20% всех заявок. А, например, на Каннах норма - это максимум 10% заявок в шорт-листах от всех поданных работ. Получается, что организаторы Golden Drum в этом году толкали жюри на то, чтобы быть более "щедрыми", так как это обеспечивает больше участников фестиваля в будущем.
Если быть честным, когда я приехал в этом году в Порторож, первое, что я ощутил - Golden Drum умирает. Но после того как фестиваль начался, я понял, что он просто стал другим, не тем, каким был раньше. Но все-таки, он смог адаптироваться, он сохранил свой дух, и, несмотря на уменьшение количества тусовок, место все равно отличное и, судя по количеству русских здесь, Россия до сих пор любит этот фестиваль.
Скажем так, Golden Drum нуждается в помощи своих друзей прямо сейчас. Если раньше Словения, Чехия, Польша, Румыния, Турция «разжигали» Golden Drum своими работами, то теперь пришла очередь России. И судя по результатам этого года, мы уже начали этим заниматься. И я думаю, что настало время фестивалю нас благодарить - например, приглашая в жюри больше представителей российских крупных агентств, которые уже выигрывали «золотого барабан».
Одна вещь, которая мне очень не нравится - это дискуссии о «фейках» и «подлинных» работах, в которых участвуют даже президент жюри Single Сhannel. Это происходит каждый раз, когда кого-нибудь из региона назначают президентом, что очень жаль. Было бы лучше, если бы фестиваль сфокусировался на идеях и избегал «балканизации». Нейтральными президентами жюри, на мой взгляд, должны быть назначены сотрудники агентств из Восточного мира, России или Азии.
Роман Фирайнер,Креативный директор Instinct: «Невозможно оценивать «глубину идеи» в рекламе, не оценивая ее эффективности»
Меня откровенно тоже раздражает, дискуссия по поводу "фейков" и не "фейков", которая, как мне кажется, в нормальной индустрии даже не могла возникнуть. Однако я не очень понимаю, как можно оценивать "глубину идеи" в РЕКЛАМЕ, не оценивая ее эффективность.
Давайте признаемся: отговорка-метафора, что это как автомобильный концепт, не работает. Наши фейки, извините, тупо "не едут", и представляют из себя абсолютно непонятные потребителю художественные, даже иногда высокохудожественные, изыски, которые, конечно, нравятся западным специалистам, но эти специалисты вообще не имеют представления о нашем потребителе.
Разговоры о том, что такие "награды" развивают индустрию - полная ерунда. Они загнали нашу индустрию в абсолютное и беспринципное раздвоение личности. Одна эта личность - свободный художник, другая личность - лакей, стоящий перед клиентом в определенной позе.
Зачем что-то продавать, развивать отношения с клиентом и с брендом, думать о потребителе, когда можно в свободное время, между рутиной, которую мы научились очень быстро и эффективно делать, выдрючивать фейки. Иногда некоторые даже не могут перевести их на русский или на украинский.
Самое ужасное, что в нашей индустрии достаточно ресурсов и амбиций делать реальные работы, и эти же агентства показывают, что это можно делать.
По поводу результатов Golden Drum: я согласен с Максимом Лазебником - нельзя ставить социальные проекты и проекты селфпромо выше работ, сделанных для реальных клиентов. Иначе это просто не фестиваль рекламы.