Обновленный экспертный прогноз Всеукраинской рекламной коалиции
Публикуя в декабре 2013 года прогнозы развития рекламно-коммуникационного рынка Украины на следующий, 2014 год, эксперты ВРК исходили из предположения, что «кризисов в следующем году не случится» (см. http://vrk.org.ua/ckeditor_assets/V_UA_2013-14.pdf). Очевидно, что данный постулат оказался ложным, а значит, объемы и тенденции развития рынка нуждаются в переоценке и переосмыслении. Каковые мы вам и представляем ниже.
Более того, переоценка коснулась не только абсолютных цифр, отражающих объемы рекламного рынка – измененияпретерпела и сама структура рынка.
Правда, данные изменения имеют побудительные мотивы совсем иного рода. Цель - согласовать термины и понятия с общепринятыми на европейском и мировом рекламном рынках. Сделать легко сравнимыми показатели украинского рекламного рынка и любого другого.
Коротко обозначим суть изменений (подробнее смотрите непосредственно вместе с таблицами данных и ниже).
Во-первых, отныне под объемами рекламного рынка Украинысогласно рекомендациям World Advertising Research Center (WARC) будут пониматься только объемы медиа рекламы, без учета рынка маркетинговых сервисов, PR, рекламного производства и т.д. Впрочем, объемы указанных «BTL» сегментов при наличии экспертных оценок мы будем приводить в своих исследованиях, но уже не суммируя их с медиа рынком.
Во-вторых, реклама в печатной прессе будет подразделяться исключительно на рекламу в газетах и журналах, все другие структурные элементы рынка прессы будут распределены между ними или проигнорированы.
И, наконец, интернет-реклама будет иметь международную классификацию, максимально приближенную к определениям Interactive Advertsing Bureau (IAB).
Итак, Объем медийного рекламного рынка Украины 2014 на августовский взгляд экспертов выглядит так:
Итоги 2013 года, млн грн |
Прогноз на 2014 год, млн грн |
Процент изменения 2014 года к 2013 году |
|
ТВ – реклама, всего |
4 940 |
4 360 |
- 12% |
Прямая реклама |
4 440 |
3 960 |
- 11% |
Спонсорство |
500 |
400 |
- 20% |
Пресса, всего |
2 497 |
1 982 |
- 21% |
Газеты |
1 143 |
855 |
- 26% |
Журналы |
1 354 |
1 127 |
- 17% |
Радио реклама, всего |
340 |
296 |
-13% |
Национальное радио |
229 |
206 |
- 10% |
Региональное радио |
49 |
34 |
- 30% |
Спонсорство |
62 |
56 |
- 10% |
Наружная реклама (OOHAdvertising), всего |
1 613 |
1 242 |
- 23% |
Щитовая наружная реклама |
1 250 |
1 000 |
- 20% |
Транспортная реклама |
125 |
70 |
- 44% |
Indoor реклама |
110 |
82 |
- 26% |
Digital OOH |
128 |
90 |
- 30% |
Реклама в Кинотеатрах |
40 |
35 |
- 13% |
Интернет-реклама |
2 050 |
2 261 |
+ 10% |
ИТОГО МЕДИА РЫНОК |
11 480 |
10 176 |
- 12% |
Как видим, прогнозируемо политическая и экономическая ситуация негативноотразились на объемахрекламного рынка Украины. Падение в целом по рынку составляет в гривне около 12%, ну и, конечно, до итогового прошлогоднего миллиарда с лишним евро нам теперь совсем далеко.
Единственный медиа канал, показывающий растущий спрос как рекламоноситель, невзирая на кризисы, это Интернет. Кроме того, нуждаются в пояснении и абсолютные цифры, характеризующие этот рынок, поэтому остановимся чуть подробнее на этом сегменте.
Как мы уже обозначили выше, ВРК внесла изменения в классификацию направлений Интернет-рынка, максимально приблизив к определениям IAB (http://www.iab.net ).
Согласно IAB, выделяется 8 направлений (детальнее тут http://www.iab.net/media/file/IAB_Internet_Advertising_Revenue_Report_FY_2013.pdf):
Направления Интернет-рекламы согласно классификации IAB
№ |
Направление |
---|---|
1 |
Search/Поиск |
2 |
Display/Баннерная реклама |
3 |
Mobile/Мобильная реклама |
4 |
Digital Video/Цифровое видео |
5 |
Classifieds/Доски объявлений |
6 |
LeadGeneration/Лидогенерация |
7 |
RichMedia/ Рич-медиа(мультимедийная реклама) |
8 |
Sponsorship/Спонсорство |
Ключевое изменение – это исчезновение такого привычного рынку термина, как контекст, который отсутствует в международных определениях. Также эксперты ВРК посчитали необходимым добавить еще одно направление – Other Digital (Другие Диджитал коммуникации), в которое включены рекламные бюджеты на креатив, стратегию, производство и др.
Текущий уровень развития интернет-рынка и его мониторинга, к сожалению, пока не позволяет адекватно оценить объемы во всех обозначенных направлениях, но ВРК сделала попытку максимально приблизить текущее обновление прогноза к стандартам IAB.
Именно поэтому в методику исследования Интернет-рынка от ИНАУза первое полугодие 2014г. были внесены изменения, которые позволили максимально учесть международную классификацию IAB, а также использовать полученные результаты как один из источников прогнозирования объема рынка в 2014.
Важно отметить, что структурные изменения, которые произошли со времени прошлогоднего прогноза, не позволяют корректно оценить динамику по отдельным направлениям:
Эксперты ВРК оценивают рост Интернет-рынка в целом в 2014 году порядка 10% за счет поиска и баннерной рекламы, большей частью в сегменте партнерской сети Google.
Прогноз объема Интернет-рынка в 2014г.
Класси-фикация IAB** |
Направление |
2014 |
---|---|---|
1 |
Поиск (платная выдача в поисковиках) |
550 |
2, 3, 8, 7 |
Баннерная реклама, вкл. партнерскую сеть Google, Yandex, объявления в социальных сетях и мобильную рекламу, рич медиа(мультимедийная реклама), спонсорство |
1313 |
4 |
Цифровое видео, вкл. Youtube |
234 |
9 |
OtherDigital *** |
164 |
ВСЕГО |
2261 |
* все бюджеты в млн грн до налогов
** нумерация соответствует Таблице направлений Интернет-рекламы по IAB
***добавлен экспертами ВРК
NONMedia часть рекламно-коммуникационного рынка УкраиныПри оценке рынков маркетинговых услуг, директ маркетинга и PR, ВРК опирается на данные от профильных ассоциаций – МАМИ, УАДМ, УАПР.
Оценка объема рынка маркетинговых сервисов 2014
Итоги 2013 года, млн грн |
Прогноз на 2014 год, млн грн |
Процент изменения 2014 года к 2013 |
|
Маркетинговые сервисы |
2 687 |
1 703 |
- 32.5% |
В том числе: |
|||
Consumer promo |
388 |
288 |
- 25% |
Trade Marketing |
835 |
655 |
- 20% |
Event Marketing |
222 |
89 |
- 60% |
Direct Marketing |
944 |
561* |
- 30% * |
Digital MarketingкакподдержкаMarketing Service |
46 |
34 |
- 20% |
Others (non-media спонсорство, ambient media, life placement…) |
252 |
76 |
- 70% |
По данным УАДМ объемы Direct Marketing снизятся до 707 млнгрн, то есть на 12%. Эксперты МАМИ прогнозируют падение на 30%. В таблице приведен вариант МАМИ.
Комментарий к прогнозу от МАМИ (сохранен стиль и даже восклицательный знак в конце, поэтому ставим кавычки):
“В связи со сложной политической и экономической обстановкой в стране сложно давать какие-либо прогнозы, ведь ситуация меняется фактически ежедневно. В начале года рынок маркетинговых сервисов проявлял большую активность в планировании проектов на год, но жизнь внесла свои коррективы, которые существенно отразились на реализации планов (аннексия Крыма, выборы президента, война на востоке Украины).
В первую очередь, пострадали те направления, которые носят развлекательный и имиджевый характер - EventMarketing, LifePlacement, AmbientMedia. Рынок не перераспределился в Digital, и целенаправленно сфокусировался на способах мгновенного стимулирования продаж.
В целом, по всем категориям маркетинговых сервисов идет спад.
Рекламный рынок напрямую зависит от маркетинговых бюджетов клиентов, которые на данный момент продолжают сокращаться ввиду снижения продаж в восточных регионах и Крыму, колебаний курса валют, снижения покупательской способности населения, либо находятся в подвешенном состоянии до стабилизации ситуации и понимания, на что стоит тратить. Рынок не сможет прийти в себя, пока не придет в себя страна. Мы все же надеемся на ближайшую стабилизацию не только как рекламисты, а в первую очередь, как украинцы!”
Оценка объемов рынка Директ-маркетинга 2014
Итоги 2013 года, млн грн |
Прогноз на 2014 год, млн грн |
Процент изменения 2014 года к 2013 |
|
Direct Marketing (поддержка продаж), всего: |
|
|
|
Безадресныйдирект-мейл |
18 |
14 |
- 20 % |
Адресныйдирект-мейл |
70 |
65 |
-7 % |
Креатив, консалтинг, менеджмент проектов, в том числе рынок баз данных |
4 |
4 |
0 |
Услугиконтакт-центров |
136 |
100 |
- 26 % |
Комментарий к прогнозу от УАДМ:
“В прошлом году эксперты прогнозировали выход на рынок Украины новых российских игроков, но ситуация, сложившаяся на конец 2013 – начало 2014 года, перечеркивает все предыдущие прогнозы.
Более того, некоторые контакт-центры (АКЦ) прекратили сотрудничество с российскими заказчиками. Также потеряна связь с АКЦ, расположенными в Крыму, и проанализировать их объемы по результатам работы в 2014 г. будет невозможно. Также налицо отток заказов из дальнего зарубежья, так как у многих иностранных компаний есть установка не размещать бизнес рядом с «горячими точками». Многие малые контакт-центры не выдерживают кризиса и закрываются. Глобально у всех АКЦ уменьшилась загрузка, так как в связи с экономическим кризисом потребительская активность уменьшилась, соответственно уменьшилась нагрузка на контакт-центры.
Такая же ситуация по остальным направлениям.Крым потерян, а это до 3-4% рынка.
Луганская и Донецкий области потеряны как минимум до конца года, а это ещё 12-13% рынка.Немного компенсирует (но чисто технически) скачок доллара (что для работы с иностранными клиентами означает гривневый рост цен) и последующий рост цен для всех клиентов.Слегка замедлили падение президентские выборы, но их влияние не такое сильное, как в прошлые разы – всвязи с вялой и чисто символической предвыборной компанией.”
Оценкаобъемоврынка PRуслуг
Итоги 2013 года, млн грн |
Прогноз на 2014 год, млн грн |
Процент изменения 2014 года к 2013 |
|
PR рынок |
290 |
270 |
- 7 % |
Комментарий к прогнозу от UAPR:
Поскольку, как мы и писали выше, задачи суммировать медиа рекламу с немедийными коммуникационными услугами уже нет, то на пиаровских словах “патриотизм” мы с вами и расстаемся. Еще бы сюда восклицательный знак от МАМИ.
Надеемся, еще встретимся, причем с более радостными новостями и цифрами.
Слава Украине!
Максим Лазебник
Исполнительный директор ВРК