Рынок маркетинговых сервисов: итоги 2014 года и прогноз МАМИ на 2015

Традиционно в конце года МАМИ совместно с экспертами рынка подводит итоги уходящего и делает прогноз на будущий год.

В середине года, Ассоциация представила уточненные прогнозы развития рынка в 2014. Согласно мнению экспертов МАМИ в связи со сложной политической и экономической обстановкой в стране (аннексия Крыма, война на востоке Украины) наблюдался большой спад по всем категориям маркетинговых сервисов.

Итоги 2014 года: Спад.

В первую очередь, пострадали те направления, которые носят развлекательный и имиджевый характер – Event Marketing, Life Placement, Ambient Media. Рынок не перераспределился в Digital, а, как  прогнозировалось, сфокусировался на способах мгновенного стимулирования продаж.

Сергей Гермашев, директор Full Contact: «Если не вдаваться в детали, тогда можно утверждать, что полугодовой прогноз рынка маркетинговых сервисов полностью себя оправдал. Consumer промо-кампании, которые временно получили статус on-hold в конце 2-го квартала, так и остались без реализации. В лучшем случае, Клиенты переносили проекты на 1-2-й кварталы 2015 года». По итогу 2014 года спад по рынку в целом составил 33,7%.

Клиенты продолжают сокращать бюджеты из-за потери рынков в восточных регионах и Крыму, колебаний курса валют, снижения покупательской способности населения, либо находятся в подвешенном состоянии до стабилизации ситуации и понимания того, на что стоит тратить. Сохранение этой тенденции прогнозируется и в первой половине 2015 года.

Прогноз на 2015 год:

Эксперты сошлись во мнении, что определение состояния рынка следующего года – дело неблагодарное, слишком много непрогнозируемых вводных. «Маркетинговые бюджеты напрямую зависят от выполнения планов по продажам. Но учитывая снижение потребительского спроса на ряд товаров, переход на бюджетные варианты, отказ от дорогих покупок, отсутствие у компаний возможности полноценно работать в Крыму, Донецкой и Луганской областях, выполнить планы компаниям будет очень непросто» - прокомментировала ситуацию на рынке Наталия Морозова, директор Havas Engage Ukraine.

 

 

Маркетинговые сервисы

Итоги 2013г., млн. грн.

Итоги 2014г., млн. грн.

 % изменения 2014 к 2013

 Прогноз на 2015г., млн. грн.

 % изменения 2015 к 2014

Объем рынка Маркетинговых сервисов
ВСЕГО

2 521

1 672

-33,7%

1 691

1,1%

 В том числе:

         

Consumer marketing

384

269

-30%

269

0%

Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала)

819

655

-20%

688

5%

Event Marketing and Sponsorship

222

78

-65%

70

-10%

Direct & Loyalty marketing  (Mailing, DB management, Contact-Center)

802

561

-30%

561

0%

Digital Marketing (Internet marketing, Mobile Marketing, Experiential marketing)

42

34

-20%

35

5%

Нестандартные коммуникации (life placement, ambient media )

252

75

-70%

68

-10%



Мы ожидаем продолжение сокращения Event маркетинга и нестандартных коммуникаций (-10% и -15% соответственно). «В то же время многие начнут не только смотреть в сторону trade, но и активно работать в этом канале, что даст прирост дохода по данной категории до +5%. Если говорить об общих тенденциях, несомненно, фаворитом останется trade-канал и on-self-промо», - подтвердила цифры Евгения Герасимчук, Chief Operating Officer RAM 360 Agency.

Такой же рост возможен и в Digital Marketing. «В будущем году может возрасти интерес потребителя к «мобильным, умным и беспроводным»* вещам, поэтому диджитализация будет еще более прогрессивной. Соответственно, будет расти доля проектов маркетинговых сервисов, связанных с digital составляющей» - отмечает Екатерина Алексанян, управляющий директор TWIGA Idea & TWIGA GO! ( * данные исследования GFK).

В категориях Consumer и Direct Marketing объемы сохранятся на уровне 2014 года. Роман Швец, генеральный директор A-Group, считает, что возможен рост количества промо по недорогим FMCG продуктам, где маркетинговые затраты на единицу продукта невелики.

В целом, общий объем рынка маркетинговых сервисов по прогнозам вырастет на +1,1%. Что выглядит неплохо на фоне показателей текущего года, и дает надежду на стабильный рост в 2016 году.

Из трендов 2014 года, которые сохраняться в 2015-м, будет стремление клиентов максимально сокращать расходы за счет перевода задач в in-house. Особенно, это актуально для мелких и средних компаний. Что же касается более крупных: они будут по-прежнему внимательны к вопросам ценообразования. «В приоритете у клиентов, как и ранее, будут постоянные проекты, - если актуален вопрос, на чем экономить, - импульсными инициативами, как правило, пожертвовать легче» - прокомментировала ситуацию Наталия Жигалкина, управляющий партнер Prospects Ukraine.

Олеся Савченко, client service director Тalan Communications предполагает, что компании будут стремиться получать выгоду здесь и сейчас. Отличительный тренд, который начался в этом году и сохраниться в следующем - это передел рынка в сторону более крупных игроков, которые способны гарантировать определенный уровень кредитования для клиентов. Так что, недавний рейтинг агентств маркетинговых сервисов согласно доходам сегодня стал как никогда актуален, не только для самих агентств, но и для  клиентов при выборе надежного партнера.

В целом, рынок не сможет прийти в себя, пока не придет в себя страна. Эксперты МАМИ надеются на ближайшую стабилизацию и активное проведение реформ, что сможет простимулировать рост экономики и создать благоприятные условия для развития. Однако, принимая во внимание не прогнозируемость ситуации, ожидаемые изменения налогового законодательства и ужесточение фискальной политики государства, мы понимаем, что впереди будет очень непростой год.




***
Международная Ассоциация Маркетинговых Инициатив (МАМИ) www.mami.org.ua - официальная отраслевая организация рынка маркетинговых сервисов, объединяет около  50 агентств. Создана 19 мая, 2006 года.
Цель  ассоциации - способствовать высокому развитию рекламного бизнеса, стимулировать конкуренцию и улучшить профессиональный уровень компаний, которые используют маркетинговые сервисы.
МАМИ вывела украинскую непрямую рекламу на новый уровень развития, а статус Международной Ассоциации позволяет  украинским специалистам не только обмениваться опытом с иностранными коллегами, но и создавать поле эффективной интернациональной коммуникации.
МАМИ осуществляет ряд проектов: публикует прогнозы развития рынка, проводит ряд исследований, составляет рейтинги агентств маркетинговых сервисов по креативности и доходам, проводит образовательные мероприятия для опытных и начинающих специалистов отрасли, и многое другое.