Оксана Алиева, руководитель департамента маркетинговых коммуникаций, компания "Астелит (Life:)"

Рынок мобильной связи будет оставаться необычайно конкурентным в 2007 году. Мы не предвидим появление новых игроков в 2007 году на GSM рынке, если не считать прихода на украинский рынок МТС с планируемым ре-брендингом ЮМС.

 

Рынок мобильной связи  в 2007 году.

1.Что будет представлять из себя рынок моб.операторов в 2007 году? Основные игроки, предполагаемая доля рынка каждого из них. Будут ли выходить новые игроки, кто это может быть?

Рынок мобильной связи будет оставаться необычайно конкурентным в 2007 году. Мы не предвидим появление новых игроков в 2007 году на GSM рынке, если не считать прихода на украинский рынок МТС с планируемым ре-брендингом ЮМС. Наличие 4 крупных компаний вряд ли даст возможность появлению новых игроков. По крайней мере если это случится, то это будет практически эксклюзивный случай в мировой практике.

 2.Насколько рынок моб. услуг Украины близок к насыщению (какой % penetration?). И если он будет развиваться, то в каком направлении? 


  Украинский рынок мобильной связи действительно близок к насыщению, однако, если сравнивать Украину, например, с Финляндией, где уровень пенетрации превышает 100%, нам есть куда расти. По предварительным прогнозам, 2007 год принесет скорее много качественных изменений, чем просто количественных.. В прошлом  году на рынке было представлено много инноваций, как технологических, так и маркетинговых. Отечественный рынок всерьез заговорил о последних тенденциях, которые наблюдаются на наиболее развитых рынках мира – переносимость мобильного номера, 3G, мобильное телевидение. Думаю, что эти тенденции будут развиваться и в 2007 году. Также, 2007 год  скорее всего станет годом развития сети третьего поколения в Украине и интересных предложений в неголосовых услугах.

 3.Какие услуги моб.операторов наиболее востребованы сегодня, какие будут развиваться, какие новинки (услуги) существуют на других рынках, но пока не востребованы у нас в стране.


В 2006 году мы наблюдали рост потребительского интереса к неголосовым услугам (мобильным интренет, телевидение и др), популярность которых будет только расти в нашей стране.  Следует отметить также значительный рост информационного контента. Доля потребления информационных контент услуг практически сравнялась с развлекательными, и в этом мы видим большое пространство для развития рынка в 2007 году. 

4. Какие тенденции прослеживаются по тарифам? Можем ли мы говорить о том, что в 2007 году тарифы всех операторов сравняются, потребители будут выбирать не цены, а бренды и качество услуг.
Мы ожидаем, что в 2007 году конкуренция на рынке мобильной связи переместиться из тарифной плоскости в борьбу за сердца абонентов, поэтому качество услуг и обслуживания, интересные маркетинговые решения и эмоциональность брендов будут иметь еще более важное значение в этом году. Эмоциональная составляющая бренда становится все более значимой с точки зрения обеспечения силы воздействия на потребителей и формирование прочной эмоциональной привязанности. Несмотря на все перемены на рынке товаров массового потребления и большой поток информации, наш выбор по- прежнему носит индивидуальный, основанный на эмоциях характер и чаще всего это происходит на подсознательном уровне. Это значит, что мы не можем объяснить почему покупаем определенные бренды и не обращаем внимание на другие и,чаще всего, мы даже не замечаем те эмоциональные связи, которые устанавливают бренды с нами. А ответ достаточно прост - Товары производятся на фабриках, а бренды рождаются в сознании. И в данном аспекте успех ждет те компании, которые ясно представляют какие именно эмоции должен вызывать бренд и как правильно их донести до потребителя.

5. Как сегментирован потребитель?

У каждой компании-оператора своя сегментация рынка по нескольким критериям, включая психографические и поведенческие характеристики. Я уверенна, что на таком высокотехнологичном и развитом рынке как телекоммуникации сегментация рынка является перманентным процессом, который должен улавливать самые незначительные изменения в поведении и предпочтениях потребителей с появлением новых услуг и сервисов. Благодаря этому менеджмент может сформулировать руководящие принципы для разработки маркетинговых программ относительно  дальнейшего развития бренда. В конечном итоге сила бренда заключается в позиции, которую он занимает в сознании потребителей или клиентов, в их ощущениях, связанных с ним в течение определенного времени. И в этом смысле, знание потребителей является подлинной основой капитала бренда.
 

6.Какие каналы коммуникаций будут использовать мобильные операторы наиболее активно в 2007 году?

По прежнему,  основными каналами коммуникации для GSM рынка остаются традиционные медиа – телевидение, пресса и наружная реклама. Однако, решения в этих каналах носят скорее инновационный, можно сказать,  креативнй характер. Особенно эта тенденция наблюдается в использовании нестандартных ( эмбиант) решениях в наружной рекламе. Кроме того, семимильными шагами развиваются интерактивные медиа – появилась пространственная SMS реклама, особое место занимает маркетинг слухов или вирусный маркетинг в сети со специально адаптированными или созданными новыми версиями стандартных роликов. В промо акциях активно используются такие места как примерочные кабинки на пляжах, лифты жилых домов и т.д. Кроме того, BTL акции и кампании стали обязательной составляющей комплекса интегрированных маркетинговых  коммуникаций, создавая так называемые 360 кампании полного цикла взаимодействия с потребителем.  Кроме того, ключевым фактором эффективности становится вовлечение потребителя.