МАМИ представляет итоги рынка маркетинговых сервисов в 2010 году и прогноз на 2011 год.
В 2010 году рынок маркетинговых сервисов вырос на 16% и преодолел психологическую отметку в 2 миллиарда гривен. Каждый из сегментов вырос на 10-15%, однако это еще не говорит о здоровом развитии персональных коммуникаций.
Одна десятая оптимизма
Итоги уходящего года наглядно доказали утверждение, что дело не в количестве, а в качестве. Возврат рынка к объемам 2008 года дается агентствам тяжело. За 16 %-й рост игроки рынка заплатили высокими операционными затратами и небольшой рентабельностью. «Сегодня, чтобы привлечь такой же объем рекламных бюджетов, как в докризисный период, необходимо выполнить вдвое больше проектов, нанять вдвое больше людей. В итоге в разы падает рентабельность бизнеса», - отмечает Глава правления МАМИ Виталина Ященко.
Безусловно, часть указанного роста объясняется также инфляцией (техническим ростом стоимости услуг, вызванным повышением их себестоимости). Как прогнозируется, вопрос инфляции будет особенно актуальным в следующем году, когда агентствам будет необходимо вести финансовую деятельность согласно новой редакции Налогового кодекса.
Тем не менее, бОльшая часть роста – это реальный здоровый рост рынка, отражающий возросший спрос по сравнению с прошлым годом. «Большинство клиентов продолжают распределять свои бюджеты в персональные коммуникации и consumer promotion. Спросом также пользовались креативные услуги по разработке фирменного стиля, ребрендинга и прочее - собственно все то, что в кризисный период ушло на второй план», - рассказывает Татьяна Стельмащук, Client Service Director NewStore Marketing (Prospects Group).
Действительно, в этом году наблюдался взрывной рост количества интегрированных промо-кампаний. Во-первых, в сегмент вошли новые клиенты, только осваивающие данный вид коммуникаций (к примеру, алкоголь). Во-вторых, активизировались существующие заказчики, для которых SMS-промо дважды в год стали неотъемлемой частью маркетинговой активности. В результате, как отмечает директор Talan Communications Ирина Новикова, в отдельные месяцы можно было наблюдать до 30 одновременно идущих промо-кампаний.
Еще более интересна динамика сегмента Trade promotion. С каждым годом разрыв в объеме сегментов consumer promo и trade promo увеличивается в пользу последнего. В 2011 году на одну гривну, инвестированную в стимулирование потребителей, придется почти две гривны на стимулирование продавцов. «Смещение фокуса на стимулирование продавцов стало яркой чертой кризисного периода, когда компании решили вкладывать в рекламу товара здесь и сейчас, непосредственно у товарной полки. Этот подход уже проверен, эффективен и предсказуем, в результате чего мы наблюдаем возрастающую динамику роста сегмента», - объясняет генеральный директор R.A.M. Advertising Group Алина Фролова.
Отдельно стоит выделить такие традиционные сегменты, как директ-маркетинг и контакт-центры. Данные по этим сегментам, представленные УАДМ, включают технический рост, к примеру, повышение тарифов "Укрпочтой", а также технические услуги (например, техподдержка в контакт-центре). Реальный рост, отражающий рост спроса на маркетинговые сервисы, намного меньше. МАМИ прогнозирует умеренный рост данных сегментов в разрезе маркетинговых сервисов в размере 5-10%.
Рост вопреки
Существующая методология прогноза позволяет показать лишь объем номинальных денег на рынке без учета инфляции, дублирования бюджетов и других факторов. Поэтому мы хотели бы подчеркнуть, что заявленные в прогнозе цифры несколько завышены, если говорить о реальном росте рынка.
Согласно прогнозу МАМИ, рынок вырастет в номинальном выражении на 15%. Это приблизительно втрое больше, чем прогнозируемый рост ВВП Украины. Такая опережающая динамика объясняется инфляцией, а также бОльшими масштабами использования маркетинговых сервисов, перетеканием бюджетов из традиционных медиа, более широкой компетенцией рекламных агентств.
В тоже время реальный рост рынка будет ниже. «Рынок не будет расти быстрее украинской экономики в целом. Поэтому в лучшем случае рост покроет инфляцию этого года», - прогнозируют в Promotion Technologies. При этом сегменты будут расти примерно одинаково, сохраняя сложившуюся структуру рынка.
Во многом динамика рынка будет зависеть от реакции как заказчиков, так и агентств на новые условия налогообложения: изменения объемов рекламных бюджетов и ценовой политики рекламных агентств. Степень влияния обоих параметров и определит итоговый объем рынка маркетинговых сервисов 2011.
Оценка объема рынка маркетинговых сервисов. Итоги 2010 и Прогноз 2011
Маркетинговые сервисы | Итоги 2009, млн грн | % изменения к 2009 | Итоги 2010 г., млн грн | % изменения к 2010 |
Прогноз на 2011 г., млн грн |
Объем рынка Маркетинговых сервисов ВСЕГО |
1 862 | 16% | 2 169 | 15% | 2 496 |
В том числе: | |||||
Consumer promotion | 339 | 10% | 373 | 10% | 410 |
Trade promotion | 552 | 15% | 635 | 20% | 762 |
Event Marketing | 177 | 15% | 204 | 10% | 224 |
Direct Marketing* (Mailing, DB management) | 403 | 10% | 457 | 16% | 531 |
Contact-Center* (Call centers) | 126 | 75% | 220 | 23% | 270 |
Digital Marketing (Mobile Marketing, On-line Marketing) |
25 | 15% | 29 | 20% | 35 |
Другое (ambient media, product placement, non-media спонсорство) |
5% | 252 | 5% | 265 |
*Данные предоставлены УАДМ
******
Об ассоциации МАМИ: Международная Ассоциация Маркетинговых Инициатив (МАМИ) — официальная отраслевая организация рынка маркетинговых сервисов. С 2009 года Ассоциация — владелец и официальный организатор международной премии в сфере маркетинговых услуг «Золотой PROпеллер».