«Забудьте все, чему вас учили в институте. Практика бизнеса другая. Теперь вы по-настоящему узнаете, что такое маркетинг, экономика, реальный бизнес», - такими словами обычно встречают вчерашних выпускников на предприятиях.
Точнее – встречают тех, кому повезло устроиться на работу сразу после института. В 90% объявлений о вакансиях категоричное требование: опыт работы, которым не могут похвастаться выпускники. Получается замкнутый круг - компаниям требуются молодые специалисты с опытом работы, но получить этот опыт даже отличники не всегда могут.
Несправедливое, на первый взгляд, требование продиктовано правдой жизни. Зачастую студенты престижных вузов Украины проигрывают в знаниях и умениях ровесникам, которые прошли «проверку боем», поработали в полях, ощутили на себе реальность бизнеса. Работодатели в условиях кризиса не хотят и не могут тратить время и силы на «погружение» вчерашних студентов: им нужны готовые специалисты, умеющие работать в условиях очередного кризиса. Нужны свежие силы, свежие идеи, простые и практические умения и конкретные результаты.
Где решение? Что сделать, чтобы украинская экономика получила «свежую кровь», а ребята нашли возможность реализовать свои способности?
Международная Ассоциация Маркетинговых Инициатив совместно с Киевским Национальным Экономическим Университетом разработали и реализовали уникальный образовательный проект. В мае-июне 2013 топ-менеджеры рекламного бизнеса провели серию практических мастер-классов для студентов 4 курса факультета управления персоналом и маркетинга. В рамках проекта директора ведущих рекламных агентств рассказали о практических примерах эффективного продвижения, поделились креативными приемами, уделили внимание комплексной разработке промо-компаний. Актуальные направления – трейд маркетинг, ивент маркетинг, программы лояльности, диджитал коммуникации – вызвали живой интерес аудитории. «Секреты профессии» подкреплялись кейсами и анализом эффективности маркетинговых мероприятий. После лекционной части студенты получили домашние задания, чтобы более качественно усвоить материал, публично защищали свои проекты, получали обратную связь от своих однокурсников и аргументированные комментарии от «преподавателя». Кроме лекций и практики, ребята так же сдавали экзамены: отвечали на вопросы, давали определения, предлагали решения. Наконец-то будущие бакалавры, за полшага до диплома, смогли ощутить живой пульс будущей профессии.
Преподавателями курса выступили ведущие специалисты компаний Atlantic Group, Clever Force, Impacto Ukraine, Havas Engage Ukraine, Liquid7 Digital Content House, RAM 360 agency, ROI Communications, Talan Communications, TMA DRAFT Ukraine, TWIGA Advertising Ukraine.
«Хотим искренне поблагодарить МАМИ за сотрудничество! Это своего рода уникальный проект по масштабам и по структуре, который не был реализован ни одной компанией/организацией в Украине до этого момента. Мы получили уникальную возможность повысить практические знания выпускников университета. И, уверены, что такая работа придаст дополнительной инерции в развитии долгосрочного и плодотворного сотрудничества между ВУЗом и агентствами, которые представляет МАМИ», - говорит Александр Шафалюк, декан факультета управления персоналом и маркетинга КНЭУ.
«Этот проект был реализован для представления нашим студентам практической стороны украинского бизнеса. Мы хотели соотнести теоретическую подготовку с реалиями рынка. Будущие выпускники теперь четко понимают, чего от них ждут будущие работодатели, какие знания и навыки востребованы, в каком направлении им нужно развиваться, и сколько еще нужно сделать для реализации своих планов», - дополняет Александр Дыма, заместитель декана факультета управления персоналом и маркетинга КНЭУ.
Несмотря на открытую и дружелюбную атмосферу обучающего проекта, лекторов нельзя назвать «добренькими»: из 80 студентов, прошедших обучение, сертификаты получили всего лишь 19. Те, кто «вложился по максимуму» в обучение и выполнение практического задания, и представил самые успешные проекты. Сертификаты – не просто красивый диплом, который можно повесить в рамочку на стенку. Это документ – по сути, весомая рекомендация сообщества профессионалов МАМИ, которая существенно повысит шансы выпускников на трудоустройство, своеобразная «путевка в жизнь» будущей звездочке украинского маркетинга.
«Наша задача – действительно помочь выпускникам найти свое место в бизнесе. Реальность такова, что авансов в рекламном бизнесе им никто выдавать не будет. Наша профессия требует трудолюбия, высокой вовлеченности, качества. Важно действительно «гореть», постоянно развиваться, повышать свой профессионализм. Конкуренция сумасшедшая, и будущие маркетологи должны быть готовы доказать свой потенциал и свои таланты. Поэтому мы оценивали практические работы «без скидок. В этом тоже большой практический урок: реальный бизнес оценивает реальные результаты работы», - считает Алина Фролова, председатель правления МАМИ, генеральный директор агентства RAM360.
По завершению курса, МАМИ и КНЭУ провели круглый стол по итогам проекта, где обсуждали перспективы развития подобных образовательных программ. Рассматривается возможность проведения более широкой и комплексной программы подготовки выпускников, сертификационная программа, сотрудничество с другими факультетами. Но самое главное – все участники проекта, руководители рекламных агентств, выразили искреннее желание пригласить талантливых и трудолюбивых студентов на стажировку в компанию. И не исключено, что если стажировка пройдет успешно, то студент получит свое первое место работы.
Значит, проблему трудоустройства студентов, подбора молодых специалистов можно решить? Да. Можно. Если есть профессиональные организации, готовые инвестировать в будущее. И если есть студенты, готовые не только «просиживать пары», а честно, по-настоящему трудиться.
Фотоотчет проекта на странице МАМИ в Facebook по ссылкам: фотоальбом 1, фотоальбом 2.
****
Международная Ассоциация Маркетинговых Инициатив (МАМИ) www.mami.org.ua - официальная отраслевая организация рынка маркетинговых сервисов, объединяет около 50 агентств. Владелец и официальный организатор международной премии в сфере маркетинговых услуг «Золотой PROпеллер» .