Строить стратегические «пятилетние» планы в наших условиях – утопия. Точно так же, как и делать прогнозы на ближайший год. Все равно реальность внесет свои коррективы, с которыми мы уже умеем справляться.
В данном случае коррекция позитивная. Осторожный взгляд на рынок маркетинговых сервисов 2016 оказался слишком осторожным. Страна, переживающая уже неважно какой по счету кризис, выработала иммунитет и научилась быстро «подниматься на ноги».
Отлично описал текущие процессы Владимир Зборовский, директор Havas Engage Ukraine: «Все прекрасно понимают, что бездействовать нельзя. Рынком нужно управлять, проявлять активность и гибкость, учитывая изменения в потребительском спросе. А он претерпел кардинальные изменения: снизилась покупательная способность потребителей, это негативно отразилось на производителях. Все понимают - вкладывать в рекламу просто необходимо, что и наблюдаем в настоящее время».
В итоге в 2016 году нас ждет небольшой, но заметный подъем – 12%. Оживают практически все направления, за исключением специфических и трудно прогнозируемых нестандартных коммуникаций. Эксперты считают, что рост рынка маркетинговых сервисов объясняется и оживлением на рынке, и инфляцией.
По словам Анны Миколаенко, Account Director Full Contact, активнее стали выделяться бюджеты на Consumer и Trade программы, программы лояльности. Это касается и FMCG сегмента и, например, автомобильных брендов. Такая «щедрость» рекламодателей не случайна. «Поведение потребителя изменилось, он с меньшим желанием расстаётся со своими деньгами, стал более требовательным, готов тратить время на анализ всех предложений и менять привычные ТМ на более бюджетные. Акционные, особенно ценовые предложения привлекают максимум внимания. Рост объема рынка услуг trade marketing обусловлен динамикой изменений в поведении потребителя», - комментирует ситуацию Анастасия Перова, Trade Development Strategic Director/Clever Force.
Рост инвестиций в Events и спонсорство эксперты объясняют несколькими мотивами. Олеся Савченко, managing director Тalan Communications считает, что ситуативное оживление на рынке ивентов обусловлено тем, что люди соскучились за позитивом, хорошим настроением, интересным досугом, и бренды/компании активно это используют. С другой стороны, 2016 был богат событиями: Евро 2016, Лига Чемпионов, Олимпийские игры, мировое турне Океана Эльзы, стартовавшее в Украине. Светлана Степаненко, CEO TWIGA Ukraine, дополняет: направление оживилось благодаря лончу новых продуктов и их промо-поддержке, а также активизации массовых мероприятий: марафонов, уличных фестивалей и др.
Прогноз декабрь 2015г.
Прогноз по результатам ІІІ-х кварталов 2016г.
Маркетинговые сервисы
Итоги 2015г.,
млн. грн.
% изменения 2015 к 2014
Объем 2016г.,
млн. грн.
% изменения 2016 к 2015
Объем 2016г.,
млн. грн.
% изменения 2016 к 2015
Объем рынка Маркетинговых сервисов
ВСЕГО
1 633
-2,3%
1 702
4,2%
1 829
12,0%
В том числе:
Consumer marketing
249
-15%
262
5%
274
10%
Trademarketing(Мерчандайзинг, Tradepromo, Программы мотивации и контроля персонала)
691
5%
725
5%
795
15%
Event Marketing and Sponsorship
72
-15%
72
0%
83
15%
Loyalty marketing (Mailing, DB management, Contact-Center)
561
0%
589
5%
617
10%
Нестандартные коммуникации (life placement, ambient media )
60
-20%
54
-10%
60
0%
И еще несколько очень важных и интересных комментариев от экспертов – прямая речь:
Интересный тренд: "Все, что можем сделать сами, делаем сами". В целях оптимизации расходов маркетинг отделы все больше берут на себя работу по проектам маркетинговых сервисов, которую ранее поручали агентствам (самостоятельная разработка концепций проектов, собственный торговый\промо штат и др.)». Светлана Степаненко, CEO TWIGA Ukraine.
Общее ощущение ситуации: «Кажется, что каждую неделю где-то может махнуть крылом спонтанный и непредсказуемый Черный лебедь: то ли во внешнеэкономической жизни страны, то ли в виде новых ограничительных и регулирующих постановлений от правительства. И это любое событие способно повлиять на динамику. Никто себя не обманывает по поводу стабильности происходящего, разные сферы ведут себя по-разному: один рынок съежился, зато на другом - настоящая захватывающая война брендов». Олеся Савченко, managing director Тalan Communications.
Взаимодействие с клиентами: «Клиенты ожидают более филигранной работы от команды агентства, готовы тестировать нестандартные решения. Все продолжают считать деньги, но каждый по-своему: кто-то забирает больше функционала в inhouse, а кто-то, напротив, больше делегирует партнерам, освобождаясь от постоянных затрат. Радует также, что клиенты, понимая рыночные реалии, готовы проявлять больше гибкости в обсуждении сроков оплаты. В целом, вывод следующий - рост рынка неизбежен, в том числе за счет инфляции. Вопрос - какими темпами». Наталья Жигалкина, Операционный Директор Prospects Group.