Рейтинг агентств маркетинговых сервисов согласно доходам от МАМИ: ориентиры для отрасли и рекламодателей. Интервью с организаторами рейтинга

Недавно Ассоциация МАМИ представила результаты второго Рейтинга агентств маркетинговых сервисов Украины согласно доходам, с данными за 2008 год.
В связи с этим, редакция Sostav.ua взяла интервью у организаторов рейтинга -  членов Исследовательского комитета Ассоциации МАМИ Ирины Касьяновой, генерального директора New Point Marketing, и Алины Фроловой, генерального директора R.A.M. Advertising Group

Мой первый вопрос очень прост. Не секрет, что украинский бизнес не самый транспарентный бизнес в мире, особенно это касается налогообложения. Думаю, что не открою большого секрета, если скажу, что существуют у нас сделки за наличный расчет, и наоборот, есть еще (увы! - это я для налоговой) и фиктивные договоры, заключаемые с целью обналичивания. Как МАМИ отражает в рейтинге такую особенность?

Ирина:  Несмотря на все нюансы, наш рейтинг абсолютно адекватно отражает позиции агентств на рынке.
Мы ставим задачу - отразить в этом исследовании национальный рейтинг на основании объективных данных. Достаточно просмотреть клиентский список лидеров рынка, чтобы это понять.
Может быть, что объемы официальных бюджетов, данные о которых мы получаем в Госкомстате, сопоставимы с другими возможными бюджетами.
Если агентства, которые не участвовали в рейтинге, считают, что  они занимают лидирующие позиции и готовы представить свои данные по бюджетам, клиентским листам и услугам, мы с радостью дополним наш рейтинг.

Алина: Мы не можем контролировать теневой сегмент рынка, и наличные расчеты действительно не фигурируют в данном рейтинге. Это остается на совести агентств.
В то же время мы считаем, что благодаря специфике взаиморасчетов между агентствами разрыв между реальными и заявленными доходами минимизируется.
Дело в том, что часто рекламные агентства выступают подрядчиками друг у друга, «делятся" проектами.
При этом возникает так называемый двойной счет, когда сумма полученного от рекламодателя бюджета записывается на баланс как агентства, выигравшего тендер, так и на баланс подрядного агентства. Подобные двойные доходы в балансе компенсируют теневые доходы если не в полной мере, то хотя бы частично.

Сомнительная, на мой взгляд, компенсация. Дважды подсчитать один и тот же бюджет и не учесть иной. Впрочем, давайте зайдем с другой стороны. Чем рейтинг может быть полезен рынку и в частности клиентам?

Алина: Как и любой рейтинг, наш рейтинг отражает в первую очередь расстановку сил на рынке. Сам список агентств повышает осведомленность рекламодателя о потенциальных рекламных партнерах, делает выбор более рациональным и объективным. Соответственно, ужесточается здоровая конкуренция, что ведет к повышению качества предоставляемых услуг. В этом же рейтинге читатель может ознакомиться с клиентами агентства, попросить у них отзывы и рекомендации относительно агентства, которое его заинтересовало.
Ротация агентств в рейтинге также говорит рекламодателю о многом. К примеру, укрепление позиций агентства из года в год свидетельствует о его стабильном успешном развитии. Это повышает его шансы быть замеченным и приглашенным к сотрудничеству.
В частности, по итогам двух последних рейтингов мы можем отметить стабильность позиций первой двадцатки, что говорит о неизменном качестве предоставляемых услуг. Удержание планки качества требует временных и финансовых инвестиций. Рекламодатель не должен забывать об этом аспекте, руководствуясь при выборе агентства в тендере только минимальной предложенной ценой.  

Ирина: Кроме того, любому клиенту приятно осознавать правильность своего выбора.

Как изменилась «карта» отрасли в 2008 году.

Алина: Снизилось количество агентств, принимающих участие в рейтинге. Это объясняется двумя факторами. Во-первых, отсеялась часть агентств низшего эшелона. Во-вторых, некоторые агентства из первой двадцатки предыдущего рейтинга отказались от участия.
Изменилась тройка лидеров. Один из победителей прошлого рейтинга не участвовал в этом году, кто-то приобрел крупного клиента, кто-то его лишился. Стоит отметить, что первая тройка интересна как некий скрин-шот рынка, но для объективных выводов стоит анализировать рейтинг агентств за несколько лет.
Интересно, что девять из десяти первых агентств показали рост позиций, причем сразу на три-пять пунктов. Это еще раз доказывает успешность ведущих игроков рынка.

Ирина: Если же рассматривать отрасль в целом, мы отмечаем появление новых мелких фирм, которые пока не знают "правил игры", ничего не понимают в ценообразовании, но при этом здорово демпингуют и осложняют жизнь основным игрокам рынка.  

Какие тенденции, которые раскрывает рейтинг, вы считаете самыми важными  

Алина: Рост доходов сегмента маркетинговых сервисов (25%) полностью соответствует росту рекламного рынка в целом. Это значит, что наш сегмент занимает стабильную долю в бюджете рекламодателей.Интересно, что повысились доходы практически всех агентств, а первые 37 компаний контролируют лишь 24% общего объема бюджета рынка. Таким образом, концентрации рынка пока не наблюдается.
Несмотря на уменьшение количества участников рейтинга в этом году, свое участие, наконец, подтвердили агентства, которые работают на рынке уже около десяти лет. К примеру, Prospects Ukraine, не принимавшее участие в прошлом году, в этом оказалось сразу на шестом месте.

Ирина: абсолютно согласна!

Откуда такая некруглая цифра - 37? Почему не сделать ТОП-10-20-30-40? Или это все ответившие на анкету вообще?

Ирина: Как говорится, «маємо те, що маємо». В ходе проведения рейтинга мы обращались ко всем без исключения агентствам, которые предоставляют маркетинговые услуги. Отозвались - ответили на вопросы анкеты и  подтвердили диапазон бюджетов эти 37 агентств. Мы назвали участников рейтинга топ-37, поскольку это не только ведущие агентства, известные на рынке своим профессионализмом, но и самые смелые и сознательные компании. Одним своим участием они способствуют повышению прозрачности нашего сложного рынка. 

Что вы планируете сделать для повышения активности участия в рейтинге

Ирина:  Подобные рейтинги существуют в каждой развитой отрасли, ведь это зеркало динамики отрасли. И в то же время это незаменимый рабочий инструмент для компаний, в ней работающих - как агентств, так и компаний-клиентов. И у любого подобного рейтинга есть своя история завоевания популярности и авторитета. Поэтому, прежде всего, мы планируем продолжать регулярно делать этот рейтинг (правда, мы изменим время выхода рейтинга - он будет выходить весной, то есть станет еще актуальнее).
Со временем все большее количество агентств будет осознанно участвовать в рейтинге и стремиться попасть в ТОП-3, ТОП-10, ТОП-20 этого рейтинга и так далее, как это в свое время было с рейтингами ВРК.  Мы считаем этот рейтинг - единственной на рынке маркетинговых сервисов объективной лакмусовой бумажкой для рекламодателей.

Алина: Активность агентств будет выше, если они будут четко понимать целесообразность участия в этом рейтинге. Это достижимо, если рейтинг станет популярен и авторитетен среди наших клиентов. Соответственно, главные усилия мы сейчас направим на PR самого рейтинга, донесение его актуальности и объективности до целевой аудитории. Когда клиент станет уделять должное внимание рейтингу, агентству будет невыгодно его игнорировать. 

Беседовал Максим Лазебник

Источник: Sostav.ua