Эксперты МАМИ о развитии рынка маркетинговых сервисов в 2013 году

Ежегодно в декабре Международная ассоциация маркетинговых инициатив (МАМИ) подводит итоги текущего года и прогнозирует развитие отрасли маркетинговых сервисов на следующий. Специалисты дают свои оценки ситуации на рынке и рассказывают о тенденциях в новом периоде.

Агентства маркетинговых сервисов готовятся к новой волне кризиса. Поэтому планы на новый год характеризуются умеренным оптимизмом – объемы рынка увеличатся на 1% против 9-процентного роста в 2012 году. Сдерживающий фактор – ожидаемая девальвация гривны, а с ней и снижение покупательской способности населения.

Кроме того, в следующем году сфера маркетинговых услуг будет меняться под влиянием ужесточения условий рекламы производителей табачных изделий, медпрепаратов, алкоголя. Пока не до конца понятно, какие маркетинговые коммуникации можно будет использовать в рамках новых правил работы, поэтому трудно правильно прогнозировать ситуацию на рынке, считает Ирина Новикова, управляющий директор Talan Communications. На сегодня «табачники» заняли выжидательную позицию, и по итогам первого квартала 2013 года возможен пересмотр бюджетов в сторону увеличения.

«Очередная волна кризиса закроет часть небольших агентств, сократит кредитование. Вырастет потребность в кадрах, разбирающихся в BTL-креативе, дешевом и простом экзекьюшне. Возможно, бизнес можно будет поддерживать только "забрав" у слабого или зазевавшегося соседа», - говорит Татьяна Ковалева, директор Full Contact. При этом кризис-2013 будет не таким драматическим, как в 2008-2009 гг.

Существующий объем рынка перераспределится – за счет дискриминации event-направления, которое, как известно, при сокращении бюджетов страдает первым, рассказывает Людмила Косович, директор агентства интегрированных маркетинговых сервисов TMA DRAFT Ukraine (Группа АДВ Украина). Ожидается снижение объемов event marketing на 10%.

Согласно прогнозу экспертов, в 2013 году компенсатором падения отдельных направлений будет digital marketing. Именно этот инструмент позволит удержать рынок на текущем уровне. По результатам текущего 2012 года можно видеть сохранение тенденции на рост онлайн-направлений и нестандартных видов рекламы, комментирует Ирина Щемелёва, BTL&PR Director MEX Advertising. 

Прогнозируемый рост digital в 2013 году составит 10%. «В первую очередь, это дань времени, трендам и моде. Но отсутствие скачка в развитии данного сегмента объясняется его непрозрачностью и отсутствием квалифицированных кадров для работы в нем, как со стороны рекламодателя, так и со стороны рекламных агентств», – подчеркнул Роман Швец, генеральный директор A-Group. 

«Сегмент trade marketing стагнировать не будет. Наблюдается тенденция передачи большего объема услуг на аутсорсинг агентствам и перераспределения микса маркетинговых каналов и бюджета, в частности с медиа в трейд-маркетинг», – отмечает Светлана Степаненко, Managing Director TWIGA Communication Group Ukraine. 

По словам Юлии Фурмановой, генерального директора Draftfcb Kiev, в 2013 году клиенты продолжат искать нестандартные проекты, «которые чудесным образом при небольшом бюджете смогут вдруг увеличить продажи».  

«На индустрию активно влияет отсутствие внешних инвестиций, повсеместное банкротство украинских предприятий и, наконец, резкое уменьшение «share of wallet» среднего класса, – комментирует Людмила Даценко, президент ROI Communications. – Правда, есть надежда, что интернет-маркетинг, подражая мировой тенденции, все-таки немного вырастет… Поэтому готовимся к худшему, надеемся, как и прежде, на лучшее».  

В целом, в 2013 году сфера маркетинговых сервисов будет чувствовать себя не очень оптимистично: объемы рынка сохранятся приблизительно на текущем уровне – 2,5 млрд грн, по многим сегментам прогнозируется падение объемов услуг, резюмирует Алина Фролова, председатель правления МАМИ, генеральный директор агентства RAM 360. Планируемые темпы развития – одни из самых низких за последнюю пятилетку. Из основных тенденций мы прогнозируем: 

1) Активную передачу non-core business со стороны клиентов в агентства (trade, marchendising) из-за реструктуризации расходов у самих клиентов. Таким образом, это отразится на увеличении биллингов ведущих агентств. 

2) Укрупнение рынка: 2013-й переживут не все игроки ввиду ужесточения финансовых требований клиентов, снижения рентабельности, непрогнозируемости рисков. Кроме того, trade-направление требует от агентств значительных финансовых ресурсов, поэтому мы ожидаем приток основных объемов именно к самым крупным игрокам рынка и снижение возможностей для средних и мелких агентств. 

3) Переход в маркетинговые сервисы новых системных рекламодателей – пиво, фарма, возможно, крепкий алкоголь – в связи с ужесточением юридических ограничений, что в перспективе позволит компенсировать уход бюджетов табачников. 

А в общем, отрасль чувствует себя так же, как и экономика страны, и, учитывая нестабильную экономическую ситуацию, более точно оценить развитие можно будет не раньше первого квартала следующего года.

Оценка объема рынка маркетинговых сервисов итоги 2012 и прогноз на 2013 год

 Маркетинговые сервисы Итоги
2010г.
млн.грн
Итоги
2011г.
млн.грн
 %
изменения
2011 к 2010
Итоги
2012г.
млн.грн
%
изменения
2012 к 2011
 Прогноз
на 2013г.
млн.грн
 %
изменения
2013 к 2012

Объем рынка Маркетинговых сервисов

 

ВСЕГО

 

2 001

 

2 248

 

12%

 

 

 

 

2 450

 

9,0%

 

2 474

 

1,0%

 

 В том числе:

 

     

 

     

Consumer promo

 

373

 

384

 

3%

 

 

403

 

5%

 

383

 

-5%

 

Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала)

 

635

 

730

 

15%

 

 

 

 

 

803

 

10%

 

803

 

0%

 

Event Marketing

 

204

 

224

 

10%

 

247

 

10%

 

222

 

-10%

 

Direct marketing * (Mailing, DB management, Contact-Center)

 

508

 

610

 

20%

 

 

 

693

 

14%

 

772

 

11%

 

Digital Marketing (Internet marketing, Mobile Marketing, Experiential marketing)

 

29

 

35

 

20%

 

 

 

 

38

 

10%

 

42

 

10%

 

Другое (Non-media спонсорство, life placement, ambient media )

 

252

 

265

 

5%

 

 

 

 

265

 

0%

 

251

 

-5%

 

 *  По данным УАДМ, без учета объемов аутсорсинговых контакт-центров, предоставляющих свои услуги за рубеж.


***
Международная Ассоциация Маркетинговых Инициатив (МАМИ) — официальная отраслевая организация рынка маркетинговых сервисов – создана в мае 2006 года. Владелец и официальный организатор международной премии в сфере маркетинговых услуг «Золотой PROпеллер». На сегодня МАМИ объединяет около 50 агентств, которые формируют до 60% рынка маркетинговых сервисов. 
www.mami.org.ua 

 

По материалам пресс-релиза