Традиционно в конце года Международная ассоциация маркетинговых инициатив публикует итоги года и прогноз на будущий год.
Напомним, что прогноз развития отрасли маркетинговых сервисов в 2013 году был сдержанным. Специалисты предполагали, что объем рынка практически не увеличится: не ожидается роста клиентских бюджетов, кроме того, законодательные изменения ощутимо влияют на маркетинговую активность высокобюджетных сегментов рынка (фармацевтика, алкоголь, табак и пр.).
Итоги 2013: рынок стабильный
В целом прогнозы специалистов подтвердились.
Объем рынка маркетинговых сервисов в 2013 году составил 2,521 млрд. грн., что на 3% больше прогнозируемой суммы. Как и предполагалось, сократились бюджеты на категории Consumer Promotion (-5%), Event Marketing (-10%), другие сервисы – спонсорство, life placement, ambient media (-5%). Сегмент Digital Marketing оправдал ожидания экспертов и вырос на 10%.
Тренд роста с Direct Marketing, который включает в себя не только почтовые рассылки, но и контакт центры, CRM программы, обусловлен, в основном, повышением тарифов. Это направление показало рост в 16% при ожидаемых 11%.
Примерно в такие же цифры – 800 млн. грн. в год – оценивается Trade Marketing. Эксперты считают, что сегмент активности в рознице будет развиваться, пока небольшими темпами (+2%), но достаточно уверенно. Клиенты все чаще передают профильные программы агентствам, при этом получают более убедительные и качественные результаты при меньших затратах.
«Практически не проводятся масштабные инициативы, клиенты концентрируются на проверенных инструментах и коротких воздействиях, максимально приближенных к полке и покупке. Уже сейчас очевидно, что тренд рачительного отношения к маркетинговым затратам сохранится и в 2014 году», - комментирует Наталия Боярчук, генеральный директор по маркетинговым сервисам Группы АДВ Украина.
Мария Дахлалла, генеральный директор All Motion Group, отмечает «пристальное внимание клиентов к ценообразованию в бюджетах агентств. Приятно порадовала тенденция: клиенты стали чаще выбирать качественные изделия, которые используются в проектах (презентационное и торговое оборудование, форма, сувенирная продукция)».
В целом 2013 год можно отметить как год оправданных ожиданий. Конкуренция в отрасли достаточно ощутимая, но сильные агентства, сумевшие завоевать авторитет и клиентов, чувствуют себя уверенно. Рынок продолжает структурироваться: остаются сильнейшие, мелкие агентства теряют позиции и выходят из игры. По-прежнему проводится достаточно много тендеров, и по-прежнему результаты их трудно прогнозировать: непрозрачные процедуры и отсутствие эффективной обратной связи снижает мотивацию участников.
Прогноз 2014: «рачительное отношение к маркетинговым бюджетам».
Именно так охарактеризовала перспективу будущего года Наталия Боярчук. С ней согласны коллеги по отрасли: эксперты отмечают чувствительность рынка маркетинговых сервисов к политической и экономической нестабильности. Именно эти риски, считает Наталья Морозова, директор HAVAS ENGAGE Ukraine, могут повлечь за собой желание клиентов придержать активность в ожидании более стабильной и прогнозируемой ситуации.
Специалисты оценивают рынок маркетинговых сервисов 2014 года в 2,687 млрд. грн., но эта цифра отражает не рост, а инфляционные процессы.
В целом, эксперты озвучили основные тренды 2014 года:
Оценка объема рынка маркетинговых сервисов |
|||||
Маркетинговые сервисы |
Итоги 2012г., млн. грн. |
Итоги 2013г., млн. грн. |
% изменения 2013 к 2012 |
Прогноз на 2014г., млн. грн. |
% изменения 2014 к 2013 |
Объем рынка Маркетинговых сервисов |
2 450 |
2 521 |
3% |
2 687 |
6,6% |
В том числе: |
|||||
Consumer Promotion |
404 |
384 |
-5% |
388 |
1% |
Trade Marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала) |
803 |
819 |
2% |
835 |
2% |
Event Marketing |
247 |
222 |
-10% |
222 |
0% |
Direct marketing * (Mailing, DB management, Contact-Center) |
693 |
802 |
16% |
944 |
18% |
Digital Marketing как поддержка Marketing Services (Internet marketing, Mobile Marketing, Experiential marketing) |
38 |
42 |
10% |
46 |
10% |
Другое (Non-media спонсорство, life placement, ambient media ) |
265 |
252 |
-5% |
252 |
0% |
* По данным УАДМ, без учета объемов аутсорсинговых контакт-центров, предоставляющих свои услуги за рубеж.
***
Международная Ассоциация Маркетинговых Инициатив (МАМИ) www.mami.org.ua - официальная отраслевая организация рынка маркетинговых сервисов, объединяет 50 агентств. Владелец и официальный организатор международной премии в сфере маркетинговых услуг «Золотой PROпеллер» .